Речь при открытии первого в Сибири торгового училища в Томске, 30 августа 1911 года.
Досточтимое собрание!
Мы приглашены сюда для участия в акте открытия нового для нашего города учебного заведения – первого в Сибири торгового училища. Начинаем это событие молитвой, чтобы даровано было Божие благословение на это новое учреждение. По принятому обычаю, вероятно, мы услышим здесь по поводу настоящего события подобающие доклады, речи, благожелания и т. п. Хотелось бы и нам воспользоваться настоящей минутой, чтобы сказать и здесь слово на потребу.
Слово о школе в наше время – наипотребнейшее слово. Школа нашего времени есть так называемое «страшное дитя», не дающее никому покоя, готовое и себе вред сделать, и другим беспокойство. Впрочем, можно сказать, что наша школа не столько страшна, сколько шаловлива.
Чем хочет быть настоящая открываемая школа? Кажется, ее желают сделать не философствующей «о начале всех начал», а деловой, хотят приготовить способных деятелей для служения торговому делу. В старину такого рода деятели приготовлялись просто: например, при доме доброго и благочестивого купца помещались так называемые молодцы и приказчики, которые составляли как бы пансион или общежитие. Они состояли под чьим-либо бдительным надзором. Все были заняты данным им делом; все были подчинены правилам доброго христианского воспитания; все обязаны были посещать в праздники храм Божий; в простые дни вечера отдавались или делу, или чтению полезных книг; выходы куда попало, а тем более туда, где теперь большей частью проводят свободное время приказчики и подростки, никак не допускались. Хозяин подавал собой пример христианской благовоспитанности. И выходили из этой домашней школы люди способные и благонравные, ставшие впоследствии хозяевами своего торгового дела и пользовавшиеся доброй славой в торговом мире. Они не изучали много наук, но хорошо знали науку опыта, науку доброй жизни; умели собирать капиталы, умели и употреблять их с пользой – не для себя только, но и для других, для Церкви Божией, для общества и на другие дела благотворения.
Таковой способ приготовления людей для торгового дела в настоящее время оказался неудобоисполнимым, может быть потому, что он устарел: ведь теперь все идет по-новому, хотя иногда худшему; говорят теперь: «Хоть хуже, да иньше47». Мы не хотим этим сказать, что все новое хуже старого, но только то, что новое нужно принимать с разбором. Итак, чем хочет быть настоящая новая торговая школа? Науки в ней, несомненно, подобраны такие, какие отвечали бы намеченной цели. Будет ученье, и учения, может быть, очень много. Но будет ли воспитание? Какое воспитание? В духе ли общественной морали, гуманизма, космополитизма и т. п., или в духе христианского благочестия, в детском повиновении матери Церкви, в любви и преданности царю и отечеству? Будет ли дано среди наук место православному учению о Боге, о Церкви, о христианской нравственности – науке, известной под именем Закона Божия? Если этому предмету будет отведено место, то какое: впереди или позади? Если по уставу школы Закон Божий будет на первом месте, то на самом деле он не окажется ли на последнем, как это случается в некоторых учебных заведениях? Мы ставим эти вопросы не для того, чтобы получить на них ответы, но чтобы обратить на них внимание тех, кому подобает ведать это. Ведь и в самом деле: что пользы выпускать из школы людей много знающих, но мало делающих, людей ученых, но неблаговоспитанных и нравственно испорченных? Какая польза, если будут по уставу приготовляться деятели для торговли в качестве приказчиков, бухгалтеров, опытных коммерсантов, а будут выходить казнокрады, неизменные посетители театров, политиканы, люди неизвестно какой веры, граждане всего мира и не принадлежащие ни к какому государству, друзья врагов родины, враги своего отечества?
Говорим об этом, чтобы яснее видно было, к чему должна стремиться новая школа, чего избегать и какие к тому меры принимать.
Закончим нашу речь молитвенным желанием первому в Сибири торговому училищу Божия благословения, чтобы это училище, первое в порядке времени, было первым по своему благоустройству, по исполнению своего устава, во славу Божию, во благо Церкви и отечества и на радость его учредителей и попечителей.