Проповеди на праздники:


Речь при открытии градотомских участковых попечительств, 19 декабря 1910 года

Досточтимое собрание!

Помолившись Господу Богу, мы приступаем к формальному открытию в нашем городе участковых попечительств для заботы о неимущих и для борьбы с нищенством.

Отличительными чертами нашего города можно признать просвещение и благотворение – по множеству учреждений, осуществляющих эти характерные черты города. Первого рода учреждения, учебно-просветительные, в большинстве своем возникли недавно, на нашей памяти. То же можно сказать и о благотворительных, исключая двух или трех, имеющих уже почтенную давность существования своего в нашем городе. Всех благотворительных учреждений мы насчитываем двадцать пять, в том числе церковных попечительств с центральным, при архиерейской кафедре во главе – одиннадцать; приютов для детей – шесть; Дом убежища, ночлежный дом, патронат и пять богаделен, в том числе одна для лиц духовного звания. Для нашего сравнительно небольшого города этих благотворительных учреждений было бы достаточно, если бы они имели более совершенную организацию, чем какая существовала доселе. Недостаток таковой организации чувствуется в том, что существующие учреждения такого рода доселе действовали разрозненно, не имея объединяющего их посредничества. Благотворительные учреждения, не имея общения между собой, не могли дать правильной постановки делу благотворения. Это нужно сказать в особенности по отношению к собиранию сведений о нуждающихся и оказанию им помощи. Укажем на примеры. Некоторые бедняки, действительно нуждающиеся или по ремеслу нищие, приобретают способность выпрашивать себе пособия во всех местах, где можно поживиться какой-нибудь подачкой, тогда как другие, более стыдливые, не решаясь обратиться с просьбой лично куда следует, терпят великую нужду, если только кто-либо из знакомых не скажет и не походатайствует за них. А бывали среди нуждающихся и такого рода люди, которые, избегая обращаться непосредственно в благотворительные учреждения, прибегали к посредничеству местных органов печати и нередко достигали того, что на них, как из рога изобилия, сыпалась милостыня в таком избытке, что не только могла быть удовлетворена насущная потребность, но оставалось нечто и для удовлетворения прихотей. И выходило из этого то, что у иного было много, а у другого – ничего.

Здесь кстати сказать и о борьбе с нищенством. Это такое зло, с которым борьба невозможна ни для какого благотворительного учреждения, действующего одиноко. С ним не может бороться и вся совокупность благотворительных учреждений нашего города, если не придет к ним на помощь городское управление с его властными полномочиями, при поддержке всего населения. Потребность борьбы с профессиональным нищенством давно была сознаваема теми, кто следил за возрастанием этого зла в городе. Представители благотворительных учреждений и городских управлений, при участии и предстоятелей церквей, не раз собирались для обсуждения вопроса о нищенстве как ремесле. Предпринимались и некоторые меры для ограничения нищенства через высылку одних – пришельцев из разных мест – и регистрацию других, как имеющих право просить милостыню на папертях церковных и городских улицах. Зарегистрированным беднякам давали значки на право испрашивания милостыни, а стоящим на папертях церковных давались запечатанные кружки. К сожалению, это доброе начинание просуществовало недолго, по недостатку настойчивого за ним наблюдения и руководства.

Недавно, к утешению интересующихся делом благотворительности, стало известно, что городское управление решило активнее бороться с нищенством и приняло на себя заботу о неимущих. Оно уже сделало и почин в этом деле, разделив город на участки под названием участковых попечительств и назначив для заведования таковыми особых лиц с председателями во главе. Дело благотворения, таким образом, имеет сосредоточиваться и объединяться при городском управлении. Можно надеяться, что такого рода централизация не только не даст повода к ослаблению самодеятельности существовавших доселе церковных попечительств, но окажет им возможное содействие в исполнении принятых ими на себя обязанностей, исполняемых ими терпеливо в течение довольно долгого времени. Восемнадцатилетняя практика церковных попечительств, а особенно центрального, что при архиерейской кафедре, приобрела уже немалую опытность в исполнении своих обязанностей и известность не только среди населения города, но и за пределами его. Церковные попечительства с центральным во главе будут благодарны участковым, возглавляемым городским управлением, если сии последние будут делиться сведениями, необходимыми при разборе нищих для ознакомления со степенью их нужды, с получаемыми ими от участковых попечительств пособиями, чтобы одним и тем же лицам не были оказываемы пособия вдвойне, тогда как другие могли бы остаться совсем без помощи; чтобы тем лицам, которым отказано в пособии в одних попечительствах как не заслуживающим того, не было сделано такого в других попечительствах по неимению о них верных сведений.

Дело благотворения есть дело великое, святое и в то же время весьма трудное. Еще в первые времена христианства, когда между верующими царили мир и любовь, когда верующие охотно приносили щедрые жертвы к ногам апостолов для раздачи нуждающимся, когда многие продавали свои имущества и цену их приносили в общину для благотворительных целей (Деян.4:34–35), дело благотворения встретило немалые затруднения и вызвало потребность учреждения института диаконов и диаконисс; тем более может встретить затруднения это дело в наше время, когда между христианами оскудела любовь, когда нищенство обратилось в ремесло, когда явилось сильное предубеждение против подаяния милостыни, когда на этот способ благотворения многие стали смотреть как на потворство лености, на вредное для общества размножение нищенства, – а все это для некоторых послужило благовидным предлогом отказываться от пожертвований в пользу нуждающихся. Нищенство – такая пропасть, которая никогда не наполнится и не закроется, и нищие всегда были, есть и будут. Помощь нуждающимся и собирание милостыни можно только упорядочить, но нищенства не уничтожить.

Заключим наше слово о благотворительности выпиской из книги одного высокочтимого автора, писавшего о современных способах благотворительности. Вот что он говорит по этому поводу. В древнем Риме расселась однажды земля: открылась бездонная пропасть, угрожавшая поглотить весь город. Как ни трудились, как ни старались поправить беду – ничто не удавалось; тогда обратились к оракулу; оракул ответил, что пропасть закроется, когда Рим принесет ей в жертву первую свою драгоценность. Известно, что затем последовало. Курций, первый гражданин Рима, доблестный из доблестных, бросился в пропасть, и она закрылась.

И у нас, в новом мире, открывается страшная бездонная пропасть – пропасть пауперизма (см. ссылку 93), отделяющая бедного от богатого непроходимой бездной. Чего мы ни ввергаем в нее для того, чтобы ее наполнить! Целыми возами деньги и всяческие капиталы, массу проповедей и назидательных книг, потоки энтузиазма, сотни и тысячи придуманных нами общественных учреждений – и все пропадает в ней, и бездна зияет пред нами по-прежнему. Нет ли у нас оракула, который возвестил бы нам верное средство? Слово этого оракула давно сказано и всем нам знакомо: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13:34). Если б умели мы углубиться в это слово и взойти на высоту его, если б решились мы бросить в бездну то, что всего для нас драгоценнее: наши теории, наши предрассудки, наши привычки, связанные с исключительностью житейского положения, в котором каждый утвердил себя, и мы принесли бы себя самих в жертву бездны – она навсегда бы закрылась. 

***
93 Пауперизм – массовая нищета, обнищание народа.

Проповеди на праздники:

Наверх