Проповеди на праздники:


Речь при открытии дома для бесприютных и бездомных детей, 1912 г.

Досточтимое собрание!

Город наш растет во многих отношениях – и пространственно, и количественно, и качественно. В пространственном отношении он занимает гораздо большую территорию, чем пятьдесят лет тому назад. Население умножилось вдвое против прежнего; благодаря множеству учебных заведений – низших, средних и высших – просвещение стоит высоко. Что касается религии и нравственности обитателей города, то можно заметить некое преуспеяние и в этом отношении. Храмы в последнее время стали множиться, а с тем вместе увеличивается и число молящихся в них; множится и число благотворительных учреждений: приютов и богаделен для лиц разного возраста, церковных и городских попечительств. Имеются духовно-нравственные чтения, и Общество трезвости, и Общество попечения о начальном образовании. К числу детских приютов в настоящий день присоединяется этот новый приют, открываемый на средства города. Цель этого приюта – собирать детей, без призора бродящих по улицам, наводить справки о них, сортировать и направлять одних в существующие приюты, других возвращать в дома родителей и воспитателей, с установлением надзора, чтобы они не были посылаемы для сбора милостыни не по нужде, а по ремеслу.

Но выставляя эту сторону нашего города в нравственно-религиозном, просветительном и благотворительном отношениях, мы не можем не показать и его изнанку. А она довольно неприглядна, если не сказать больше того. Грамотность и научное просвещение растут и высятся, а вера, благочестие и патриотизм заметно падают. Количество храмов множится, но рядом с ними умножается и число домов увеселений. Театры с соблазнительными сценами, выставки порнографических картин бывают полны публикой, и притом публикой по преимуществу из образованного класса, из учащейся молодежи и из торгующей среды – большею частью это та публика, которая отсутствует в храмах во время богослужений. Потеряв веру в Бога и преданность Церкви, этот класс людей утрачивает и любовь к отечеству, а отсюда среди них возникает недовольство существующим строем государственной жизни, отсюда умножение пороков – роскоши, пьянства, хулиганства.

Все это отражается, как в зеркале, в ежедневной местной печати, в среде которой почти господствующее положение заняла отрицательная – так называемая левая печать. Не она ли, эта печать, стала одной из главных причин того, что наш город и наша губерния посылает в Государственную Думу таких избранников, которые, по всей вероятности, будут стоять не за веру, царя и отечество, а за мнимые свободы, равенство и братство, за те принципы, благодаря которым падают государства Европы и Азии!

Не оскорбилось ли досточтимое собрание тем, что проповедник от речи об маленьком учреждении, как этот приют, перешел к слову о жизни государств? Извиняюсь: у кого что болит, тот о том и говорит. Уж очень больно стало за наш город и за наш край, что он посылает в Государственную Думу не тех, кого желали бы истинные русские люди, кого хотел выбрать мирный, верующий наш народ, а прошли почти только те, что сидят на левой стороне. Будем молиться за мать нашу – Русь святую, за наш город, в котором все еще остается много не преклонивших колен пред современным Ваалом. Да возрастает в нем вера, благочестие, преданность царю и любовь к родине; да множатся в городе богоугодные и благотворительные учреждения. Помолимся и об этом новооткрываемом приюте, да пребудет на нем Божие благословение, а с ним и всякое благо, да будут положены в основание всей жизни этого учреждения вера в Бога, послушание Церкви, преданность царю и любовь к родине. Ученье, молитва и труд да будут неизменной программой и нормой жизни этого приюта.

Проповеди на праздники:

Наверх