Речь при освящении ночлежного дома в городе Томске
Благодарю Бога, даровавшего мне утешение совершить молитвенное священнодействие и призвать небесное благословение на открытие уже третьего благотворительного учреждения в нашем городе. После домов сиропитания и трудолюбия сегодня открывается ночлежный дом для бесприютных пришельцев города, устроенный здесь одним из почтенных граждан города. В три-четыре месяца – три-четыре благотворительных учреждения! Что знаменует столь многое умножение домов милосердия? Попечительность ли представительства власти и общественного управления о благосостоянии и процветании города или с тем вместе и сознание обитателями города долга взаимопомощи? Во всяком случае, благословенна первая и похвально второе.
Но от настоящего мысль наша переносится к будущему: под каким знамением будут стоять названные учреждения: под хоругвью ли Господа, во имя заповеданной Им братской любви до самоотвержения, или под знаменем естественной филантропии ради самосохранения?
Смеем думать, что ни дом сиропитания, ни Дом трудолюбия, ни настоящий ночлежный дом учредители таковых не пожелают поставить под знамя того современного язычества, которое в некоторых христианских странах силится изгнать из общественной жизни христианские начала и которое проповедует новые учения, слывущие то под именем альтруизма, или холодного долга в отношении к другим, или утилитаризма, отождествляющего добродетель с пользою. Уповаем, что все названные учреждения будут носить по цели и средствам существования своего христианский характер и будут водиться духом любви, не ищущей своих си. В последнем случае дерзаем уверять, что устроители и попечители благотворительных домов и учреждений если не получат за свои дела благотворения воздаяния от людей, не всегда готовых оценить дела по заслугам, а иногда, по чувству грешной зависти, и неведущих предпочитати полезная, то несомненно получат себе воздаяние от Бога, притом несравненно лучшее: вместо земного – небесное, вместо временного – вечное.