Речь Святейшему Правительствующему Синоду, произнесенная настоятелем Новгородского Антониева монастыря архимандритом Владимиром при наречении его во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии
Ваше Святейшество, милостивейшие архипастыри и отцы!
Избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа при наречении в апостольство с безмолвным благоговением выслушивали призвание, с покорностью выполняли повеленное и подвигами жизни и смерти оправдали наречение. Тем более мне пред Вашим Святейшеством неприлична многоглаголивая речь. В простых сердечных словах позвольте мне дать вам отчет в тех мыслях и чувствах, которыми исполнена душа моя в настоящие многознаменательные для меня минуты.
Тяжело и многоответственно служение епископское. Приемлющий на себя это служение должен принимать это как талант, вручаемый ему Господом при условии возвращения с лихвой и под страхом в противном случае быть вверженным в кромешную тьму; должен принимать его как служение раба, поставленного разделять верно и благовременно евангельскую пищу домочадцам Господина, опасаясь за неверность и нерадение быть рассеченным (Мф.24:45–51); должен принимать его как чреду пастыря словесных овец с обязанностью водить их на пажити добрые и защищать от волков, не щадя себя самого, чтобы не впасть в суд нерадивого наемника; должен принимать его как пост стража людей Господних, чтобы немолчно возвещать им о всякой опасности и неусыпно блюсти их спасение, со страшной ответственностью платить своей кровью за кровь каждой души, погибшей от его беспечности. Какой великий подвиг, какое тяжкое бремя для сил человеческих, не говоря уже о собственной немощи!
И если пред служением епископским не могли не смущаться мужи силы, великие умы и подвижники благочестия, то какое же чувство должен испытывать я, меньший из братии и могущий похваляться одними немощами, я, выходящий на это служение без достаточной подготовки и опытности, при скудости разума в познании веры, без твердости воли в делах благочестия? С внутреннею тугой стою я сейчас на этом святом месте, и мысли одна другой страшнее возникают в моей голове. Что если, вознесенный на эту высоту, я не в состоянии буду удержать себя на ней? Что если, призванный вести стадо Христово в страну неба, предусматривать и устранять все препоны и соблазны, полагаемые на этом пути врагом рода человеческого, я сам паду и чрез то своими руками разрушу порученное мне дело Божие? Что тогда я буду для паствы? Что для надежд ваших? Что пред судом Христовым? Ах, не лучше ли вместо: «приемлю и нимало вопреки глаголю», воскликнуть сейчас с Иеремиею: «не помяну имени Господня, не буду более говорить во имя Его» (Иер.20:9); не лучше ли пасть к стопам вашим и умолять именем Господним: не возлагайте на слабые рамена тяжелого бремени, превышающего мои силы, не подвергайте безответного страшному ответу перед Судом Христовым.
Но вот среди этого смущения слышится мне другой, из той же Души, но от другого чувства исходящий голос, голос ободряющий и вразумляющий. Зачем предаешься, говорит он, такому чувству, маловер? Измлада наученный и других учивший Писанию, неужели не знаешь ты, что поставляющий епископов пасти Церковь Господа и Бога есть Сам Дух Святой (Деян.15:28)? Если же Сам Бог избирает тебя к сему служению, то верь, что Сам Он подаст тебе все потребное к этому служению, начавши и совершит (Флп.1:6). Сотворив чудо милости в избрании тебя к служению, Он явит тебе эту милость и в исполнении его. Да Он уже и явил эту милость для тебя, когда устроил так, что бремя епископского служения не всецело возлагается на тебя, но ты призываешься только соразделять его с другим, что первые, нетвердые шаги на этом поприще будешь совершать ты не один, но под руководством мудрого и опытнейшего Первосвятителя Русской Церкви.
Он явил тебе эту милость и в том, что место для служения твое указал в стране, издревле известной благочестием и добрыми нравами, любовью к храмам Божиим и обителям, к богослужению и священным торжествам, что послал тебя работать на ниве, хорошо возделанной трудами целого сонма великих делателей – святых святителей и подвижников Новгородских, которые и из гробов своих продолжают свое делание. Как стражи, стоят обители их на всех пределах и отдаленных пунктах Новгородской паствы, окружая и ограждая ее как бы непрерывной цепью неумолкающих молитв о ее спасении.
Эти ли небесные молитвенники не облегчат твоего служения? Их ли пример не может научить тебя, как должно поступать в доме Божием (1Тим.3:15)?
Не смущайся до робости и малодушия, говорит мне дальше этот голос, если чувствуешь свою немощь и бессилие, но ободряй себя упованием, что Тот, Кто все сотворил из ничего, может и в немощах твоих совершить Свою силу (2Кор.12:9); подкрепляй себя верою, что благодать Всесвятого Духа, простых галилейских рыбарей сделавшая способными к вселенскому епископству, уготовляет и тебя в епископском сане на всякое дело благое, уврачевав твои немощи, восполнив и недостатки.
Ободряемый такими мыслями, не буду, Господи, пререкать Твоему званию ни мыслью, ни чувством, но, подобно апостолам, в эти именно дни сидевшим в Иерусалиме и ожидавшим, доколе облекутся силою свыше (Лк.24:49), буду и я сидеть в этом первопрестольном граде и ждать того великого дня Господня (дня Святого Духа), в который Церковь назначила ввести меня в наследие сил и дарований Святого Духа 84.
Умоляю вас, богомудрые архипастыри и отцы, присоедините к моей бессильной молитве, ваши богоугодные и многомощные молитвы, да не будет тщетна во мне эта благодать, имеющая низвестись на меня возложением рук ваших, но да укрепит меня в предстоящем служении и во благо направит стопы мои.
К тебе, доблестный Первосвятитель Церкви Российской, милостивейший Архипастырь и отец мой, прежде всего обращаю свое сердце и свою просьбу! Благословив призвать меня из глуши к служению Новгородской Церкви в качестве настоятеля скромной обители, ты принимаешь теперь меня помощником себе в великом звании епископском. По широте твоей любви умножь твои святительские молитвы к Небесному Пастыреначальнику, да даст Он мне силы и усердие быть тебе добрым помощником в твоих пастырских трудах, и благослови меня на предлежащий мне подвиг тем отеческим благословением, которое утверждает дома чад.
Прибавления к Церковным ведомостям. №25. С. 678–680.