Проповеди на праздники:


Речь пред молебным пением в зале Томской казенной палаты по случаю исполнившегося столетия со времени учреждения Министерства финансов

Министерство финансов, вспоминая столетие своего существования, в настоящий день чрез Церковь приносит Господу Богу благодарение, признавая в столь продолжительном существовании своем благо свое, как дар милости Божией.

От церковного проповедника, как служителя Слова, требуется слово для настоящего события, собравшего здесь хранителей и распорядителей государственной казны как государственного блага.

Позволяем себе избрать темой для нашей речи мысль, выраженную в известном стихотворении «Золото и булат»:

«Все куплю», – сказало злато;

«Все возьму», – сказал булат.

Из событий нашего времени можно заключать, что в споре с булатом золото оказывается сильнее булата. Если в последней борьбе двух народов – геройских буров и богатых бриттов – признать первых за представителей силы булата, а вторых – злата, то конец борьбы говорит за силу сего последнего. Мало этого: из данных государственной и политической жизни современных народов можно с уверенностью сказать, что сила или слабость государств зависит от состояния финансов страны. Министерство финансов, уступая другим министерствам по своему нравственному значению, царит едва ли не надо всеми подобными себе государственными учреждениями в материальном отношении. От него зависит благо Министерства внутренних дел, им существует Министерство народного просвещения, от него получает силу военное, в нем обретает смелость Министерство иностранных дел – не говорим уже о Министерствах путей сообщения, промышленности и земледелия. Без него не обойдется и Министерство юстиции. Его благословляет и Церковь, которой оно служит своими средствами для содержания служителей Церкви и школ, а в последнее время оно возбудило особенное чувство благодарности к нему со стороны православного духовенства за дарование сему последнему, по царской милости, пенсии из средств Государственного казначейства.

Сознавая все это, Министерство финансов могло бы сказать: все могу, все от меня – во мне счастье народа и каждого гражданина. Так сказать значило бы сказать: в золоте – счастье людей.

Но сего-то только и недостает для этого учреждения как распорядителя государственным золотом. Скопление золота в руках одного человека не обеспечивает его счастья, заключающегося во внутреннем довольстве, мире души, в семейном мире и в спокойствии совести. Все это золотом не покупается. Не без основания сложилось изречение, что «сквозь золото слезы текут». Недаром нравственным законом осуждается сребролюбие. Недаром спартанцы изгнали из своей страны золото. Глубокий смысл заключается в той благочестивой повести, что некоторый подвижник благочестия, встретивший в пустыне рассыпанное золото, перескочил через него, как чрез огонь, и побежал от него, как от змеи, а другой брат, встретив это же золото, собрал его и устроил на него много благотворительных заведений. Но нравственный вывод из этой повести сделан не в пользу последнего, а в пользу первого, перескочившего чрез искусительное злато.

Итак, при всей ценности своей, при всей пользе своей для внешнего благополучия людей и народов, для счастья земного, золото не созидает внутреннего блага, не дает мира душевного, не удовлетворяет высшим нравственным требованиям духа человеческого. Золото без добродетели не дает счастья людям.

Позволю себе сделать выписку из одного столичного органа печати, передающего событие, могущее служить наглядным примером сейчас высказанной мысли, что не в деньгах счастье.

Несомненность этой истины, гласит газета, подтвердил на днях самоубийством своим известный миллионер граф Браницкий, застрелившийся во Львове.

Граф был богат, как Крез; он счета не знал своим деньгам, а между тем счастья он себе на них купить не мог, и жизнь его сложилась таким образом, что ему совсем непосильным оказалось ее бремя.

Точная причина самоубийства миллионера не выяснена. Ни особых потерь за последнее время граф не понес, ни особого горя он не вынес за последние годы. Все, казалось, шло для него благоприятно, а между тем план горького расчета с жизнью уже зрел у него в душе, и в ту минуту, когда никто из окружающих не мог этого ожидать, план этот был приведен в исполнение... Видно, и в самом деле счастья не купишь, и в то время как бедняк живет спокойно, а подчас и радуется в своей хижине, миллионерам не под силу становится нести на плечах своих бремя жизни. Так заключает печальную повесть свою газета.

Все сказанное сейчас относится к скоплению денег в одних частных руках, но не относится, по-видимому, к капиталам, собираемым в казну. Возможен вопрос: скопление золота в казне, кроме пользы, разве может приносить какой-либо вред? Не дерзаем утверждать этого, но не можем не сказать, что и здесь одно богатство, без добродетели, не сделает счастливым государство. Когда граждане развращаются, пропиваются, когда в судах нет правды, когда среди воинов нет порядка и подчинения, когда разврату дается широкий разлив, а супружеские связи легкомысленно расторгаются, когда молодость смеется над старостью, волнуется, безумствует, когда у государственного тела верхние члены наклоняемы бывают к низу, а нижние рвутся быть вверху, то и при обилии капиталов едва ли можно назвать государство благоденствующим и организм его здравствующим.

Итак, не в деньгах счастье, а в добродетели; государства гибнут столько же от пороков, сколько и от бедности.

Дай Бог, чтобы у нас на Руси в казне царской множилось золото, а в народе – добродетель!

В настоящий день празднует столетний юбилей не одно Министерство финансов, но и другие министерства. Министерства для государства то же, что ветви на стволе дерева: здоровы ветви, правильно совершается их деятельность – здорово и государство. Столетнее существование ветвей на дереве государственной жизни свидетельствует об их здоровье: больные ведь долго не живут. Здоровье есть дар Божий. За дар Божий следует быть благодарными. Благодарность есть признак благородного сердца.

Итак, будем благодарны: возблагодарим Господа Бога за Его дары к нашему отечеству вообще и в частности за этот дар, воспоминание о котором собрало нас в настоящие минуты.

Проповеди на праздники:

Наверх