Проповеди на праздники:


Речь пред молебным пением по случаю исполнившейся годовщины со дня открытия Томского городского общества взаимного страхования от огня

Учредители общества взаимного страхования от огня в 29-й день ноября минувшего года испрашивали чрез Церковь Божие благословение на начало своего дела. Ныне, по исполнении первой годовщины, они пожелали принести благодарение Господу за истекший год, который оказался настолько благоуспешным для целей Общества, что возбудил в деятелях это радостное чувство благодарности к Тому, к Кому они обращались с молитвой об успехе дела. Моление о деле с одной стороны и благодарение за успех дела – с другой, свидетельствуют, что как учредители, так и члены Общества желают совершать свое дело под покровительством Божиим и во славу Божию.

Предстоя здесь для священнодействия молитвы, мы, служители Церкви, признаем за собой долг быть служителями слова и для вас, досточтимое собрание, чтобы возвестить вам волю Божию, благую и угодную и совершенную (Рим.12:2).

Чего хочет Бог от вас, учредителей и членов Общества взаимного страхования? Несомненно, благая воля Божия желает блага Обществу, хочет ему благоуспешности, так как Всеблагому свойственно желать, чтобы дарами Его благости пользовались все: Благ Господь ко всем (Пс.144:9), и чтобы на земле дни благи умножались и всякое благо распространялось, а зло, в том числе и бедствия от огня, уменьшалось. Благая воля Божия хочет, чтобы новооткрытое Общество служило на благо людям, дабы они, имея во всем довольство, богатели во всякое дело благое и прославляли Того, от Кого исходит всякое благо (Иак.1:17).

Чего хочет воля Божия от вашего Общества как угодная (Рим.12:2)? Хочет, чтобы Обществом для достижения добра употребляемы были и средства добрые и чтобы самое добро было истинным добром, без примеси зла. Бывает иногда, что и добро, при некоторых обстоятельствах, теряет свою цену, а иногда делается злом. Так, милостыня и пост сами по себе суть добрые дела, но для фарисея, хвалившегося ими, они потеряли свою цену в очах Божиих и стали делами небогоугодными (Лк.18:10–14). Снисходительность отца к слабостям детей сама по себе есть дело доброе, но она делается пороком, когда переходит должный предел: чрезмерная снисходительность Илия первосвященника к порокам детей погубила и его самого, и сыновей его (1Цар.2:4). Добро – правда в суде, но правда без милости есть жестокость.

Итак, что нужно для того, чтобы благая воля Божия в деятельности страхового общества являлась богоугодною? Нужно, чтобы все служение этого общества имело характер служения истинному добру – характер христианского служения. А таковое определяется следующими чертами: едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1Кор.10:31). Значит, вся его деятельность должна быть направляема так, чтобы чрез нее славилось имя Божие, чтобы о всяком деятеле можно было сказать: вот истинный христианин! а о деле его: это – истинное христианское дело! Когда явился бы кому-либо повод сделать темное дело, поступить бесчестно, недобросовестно, то он мог бы сказать: как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? (Быт.39:9).

Затем, угодно Богу то, чтобы каждый общественный деятель, совершая свое служение, искал не своей личной пользы, а пользы других, общей пользы (Флп.2:4). Если что может вредить общему благу, то более всего – себялюбие, самоугождение, своекорыстие тех делателей, которые приставлены к общественному делу.

Случается иногда, что люди, получившие полномочие для служения общему делу, совершают таковое, по-видимому, бескорыстно, с видимою заботливостью об общем благе, но при этом не достает у них одного доброго качества – нравственной чистоты своих действий, именуемой честностью. Этим именем мы называем не внешнюю, гражданскую честность, а христианскую, именуемую добросовестностью. Таковая добросовестность на языке христианских подвижников благочестия именуется иногда хранением совести. Христианские учители указывают несколько видов хранения совести: в отношении к Богу, в отношении к людям, в отношении к себе и, наконец, в отношении к вещам. Значение первых трех видов хранения совести, вероятно, понятно для наших слушателей, а смысл последнего постараемся несколько пояснить. Хранить совесть в отношении к вещам – значит не поступать небрежно, нерадиво в отношении к какой-либо вещи – к чужой или к своей, к служебному времени, к служебным занятиям. А это значит: берегите всякую вещь, как бы она мала ни была; берегите копейку, так как она рубль бережет, по народному изречению; все делайте в свое время: не откладывайте до завтрашнего дня того, что должны вы сделать сегодня, так как у каждого дня, у каждого часа есть свое дело; будьте рачительны в каждом деле, делайте его со всякою осторожностью и предусмотрительностью – и малое дело исполнять нужно так, как бы вы делали Божие дело, а не человеческое. От исполнения всего этого зависит благоуспешность общего дела. Из малого составляется великое, из частей составляется целое, из дней составляются годы, из годов – весь круг жизни нашей; если части целого будут хороши, то и все целое будет прекрасно; если на малые дела, входящие в состав великого, будет обращаемо должное внимание, то и общее великое дело будет развиваться стройно, – и наоборот: малые упущения могут привести к расстройству общего дела.

Итак, каждый член Общества каждое дело, большое или малое, да исполняет со всякою честностью, со всяким усердием и тщанием. Чрез это начатое благое дело будет постепенно восходить к большему и большему совершенству, и таким образом будет совершаться воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12:2).

Благословен Бог, даровавший благую мысль об устроении столь полезного общества, каким является местное Общество взаимного страхования от огня! Благословен Бог, поспешествовавший приведению к осуществлению этой мысли! Благодарность от всех навсегда тем, кто принял эту благую мысль и приложил усиленный труд к приведению ее в исполнение при Божием благословении. Да озаряет Господь светом Своим мысли и сердца настоящих и будущих деятелей Общества, чтобы они совершали дело служения общему благу во свете лица Божия, да исправляет Господь дело рук честных и усердных деятелей и направляет дело их к указанной ему цели!

Проповеди на праздники:

Наверх