Проповеди на праздники:


Речь пред молебном по случаю полученного известия о посягательстве на жизнь обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева

Что делать по поводу сейчас прочитанного извещения: скорбеть или радоваться? В настоящие минуты наше сознание обретает в душе нашей совмещение обоих чувств – и скорби, и радости: скорбь – по причине замысла на ужасное преступление, радость – о спасении дорогой жизни от руки злоумышленника. Прискорбно и в то же время страшно слышать опять о покушении на жизнь другого сановника из среды окружающих царственный престол, одного из первых защитников тех истин, которые составляют основу государства: истины церковного православия, самодержавия и русской народности. Прискорбно, что на почве нашей общественной жизни стали появляться столь горькие и вредоносные плоды, выражающиеся в волнениях учащейся молодежи, нарушающих общественный порядок и спокойствие. Тем печальнее видеть эти, скажем словами царственного пророка, беззакония и пререкания во градех, днем и нощию обхождения по стогнам их, соединенные иногда с насилием и неправдою (Пс.54:10–11), что творящие это составляют цвет нашего общества, надежду его, что так поступающие – будущие деятели на поприщах государственной, общественной и промышленной жизни, быть может, будущие представители науки.

Где причина этих довольно часто повторяющихся печальных явлений нашей общественной жизни? Так как представители общественной мысли уже начали выражать свои суждения по поводу всем известных теперь событий, вышедших из стен учебных заведений на стогны града, то позволительно и церковному проповеднику выразить мысли о том же, согласно с учением слова Божия и под руководством Православной Церкви.

Прежде всего церковный проповедник должен сказать ту непреложную истину, содержимую Церковью, что общественные бедствия суть наказания за общественные грехи; затем – что для отвращения таковых бедствий нужно общественное же сознание своей виновности в них и греховности пред Богом, что таковое сознание должно быть соединено с покаянием и исправлением.

Поэтому не следует ли всем нам с сердечным вздохом исповедать, как некогда исповедал пред Богом свое отступление народ иудейский: согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам.

Если мы захотим оправдываться как ни в чем не повинные, то нас обличит евангельское изречение: не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити... От плода древо познано будет (Мф.7:18, 12:33). Мы – древо, а молодое поколение – плоды; они – нашего поля ягоды, нашими соками они питались, и каковы были соки, таковы и плоды.

Каждый из нас, конечно, не признает себя единственным виновником столь горьких плодов, но в то же время мы не можем не сознаться, если здраво рассуждать будем, что мы все вообще более или менее виновны в этих печальных порождениях нашего времени. Когда в доме от множества дышащих воздух заражается или портится, то в этом нельзя винить никого взятого отдельно как единственную причину порчи комнатной атмосферы, но все взятые вместе виновны в этой порче. Не то же ли в своем роде бывает и при порче нравственной атмосферы целой семьи, общества и государства?

Поэтому и в самом деле, не следует ли всем и каждому из нас прежде всего покаяться? А для того чтобы знать, в чем мы должны каяться, станем пред зеркалом совести нашей, пред зерцалом нравственного закона, при освещении евангельским учением, под руководством Православной Церкви, и рассмотрим всю нашу жизнь. Если совесть наша ни в чем преступном не упрекнет нас ни пред детьми нашими, ни пред семьей нашей, то – слава Богу, слава и честь и мир всякому, делающему доброе (Рим.2:10). Если же совесть наша не одобрит нашего образа жизни в каком-либо отношении, то поспешим исправиться, чтобы нераскаянностью не привлечь большего зла.

Но мы собрались не для того только, чтобы повергнуть печаль нашу пред Богом, но и для принесения благодарения нашему Господу, благодеявшему нам и благоволившему сохранить дорогую для Церкви и государства жизнь маститого сановника, над которым уже не раз проявлялась милость Божия, спасающая его от рук злоумышляющих на него. Будем усматривать в совершившемся спасении его жизни милость Божию как в отношении к спасенному, так в отношении и ко всему телу Церкви и государства.

Итак, помолимся, не наружно только, но сердечно, и искренно скажем: Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков!

Проповеди на праздники:

Наверх