Речь по случаю открытия Управления акцизными сборами Томской губернии и Семипалатинской области
В нашем городе открывается новое правительственное учреждение под названием «Губернское акцизное управление». Лица, стоящие во главе этого учреждения, пожелали чрез Церковь испросить на новое дело Божие благословение. От нас, служителей Церкви, как служителей Слова, требуется слово назидания, чтобы созидаемое учреждение устроилось во славу Божию, на пользу народа и в похвалу исполнителей дела. Задача трудная для проповедника – говорить слово о деле, для него мало известном. Поэтому мы заранее просим прощения у любви вашей, досточтимое собрание, если мы, говоря слово о деле в общих чертах, не скажем ничего нового, что могло бы с назиданием удовлетворить и любознательности слушающих.
Начинаем слово о новом речью о старом. Кому не известны старые способы продажи вина? Кто не знает того, что говорилось и писалось о пресловутом старике-откупе и его проказах? Кто не слыхал, сколько вреда приносил он народному благосостоянию? Но вот с шумом исчезает память его: откупная виноторговля заменяется вольной и – якобы – дешевой продажей вина. Народ ринулся на дешевку. Прошли годы, и стали обнаруживаться горькие плоды такой дешевки. Новый способ виноторговли оказался не лучшим старого. Если откуп давал мало, но брал много, то вольная продажа, начавшая давать много, хотя брала понемногу, но многократным умножением немногого увеличила свой сбор до тех размеров, сколько брал и откуп. А вреда принесла больше, чем этот последний: откуп вредил материальному благосостоянию народа, а вольная продажа вина оказала гибельное действие на нравственность его, а с упадком нравственности естественно было ожидать и упадка благосостояния народа. Таким образом, и первый и второй способы продажи вина среди народа оказались одинаково вредными для народа.
Те, на ком лежал долг заботиться об улучшении благосостояния народа и об охранении его нравственности, не могли не заметить, что если при откупе народ «пропивался», то при вольной продаже он и пропивался, и «запивался». Если откуп разорял народ, то вольная продажа развращала народ. Правительство не могло не заметить, что с пьяного народа нельзя взять того, что требовалось брать, и что вследствие этого стало накопляться на нем много государственных недоимок; что пьяными людьми управлять трудно, так как у пьяного, по изречению того же народа, море по колено, все нипочем и никто не в копейку. Поняв это, правительство не могло не озаботиться об отрезвлении народа изысканием нового способа винной продажи.
И вот является этот желанный, новый, лучший способ продажи вина для народа: правительство само берет на себя винную торговлю. Опыты таковой, сделанные в некоторых частях империи, показали великую благотворность казенной продажи вина. Этот способ сразу стал устранять недостатки как откупной, так и вольной продажи: казна не будет заманивать покупателя вина преступными способами; она не даст вина пропивающемуся; в казенную винную лавку не примут закладов, не возьмут от пьяницы последней его рубашки и платья его жены, обуви детей его. Правительство не расставит сети кабаков для того, чтобы вовлекать народ в поголовное пьянство. По отзывам местных духовных и гражданских властей и самого народа, замена прежнего кабака казенною винною лавкою повлияла на улучшение нравственности народа, она уменьшила буйства и разгул рабочего народа во время съезжих праздников и ярмарок, сократила число прогульных дней, уходивших на похмелье, и совершенно прекратила продажу вина с вредными для здоровья примесями. Ввиду столь благотворных последствий, к которым привели опыты казенной продажи вина, постановлено распространить казенную продажу вина на все местности империи.
В Западной Сибири в непродолжительном времени будет приступлено к подготовительным работам по введению казенной продажи вина; ввиду этой реформы в нашем городе учреждается «Губернское акцизное управление».
Из сказанного можно видеть, сколь благотворное действие может оказать на наш Сибирский край новооткрываемое учреждение.
Да будет благословенно это доброе начинание! Молитвенно пожелаем распорядителям и исполнителям работ благоуспешно начать, продолжать и скоро кончить исполнение возложенной на них великой задачи – во благо нашего отечества и нашего родного края, во славу Божию, к торжеству евангельского учения, в благоустроение нашего великого государства, в похвалу благополучно царствующего благочестивейшего монарха нашего.