Речь по пострижении в монашество преподавателя Томской семинарии К.Якубовского
Брат Кирилл! Тебе усвоено имя святого Кирилла, учителя Словенского, в мире именовавшегося, подобно тебе, Константином. Имя и жизнь этого святого да будут указанием и руководством в жизненном пути, на который ты ныне вступаешь. Святой Кирилл хотя и вступал в иноческое звание, но жизнь свою провел вне монастыря – в звании учителя (по избранию) и апостола славян. И тебе, брат возлюбленный, облеченному в эти иноческие одежды, не придется быть иноком в стенах монастырских, так как тебе уже указано служение вне обители: теперь – на поприще учительства в стенах духовно-учебного заведения, а потом, при обычном течении дел, Богу изволяющу, в священно-иноческом звании, соединяемом иногда с пастырским учительством, а иногда и с равноапостольным веропроповедничеством.
Да не смущается сердце твое о том, что не будешь обитателем монастыря даже в начале твоей иноческой жизни. Монастырь спасителен для тех, кому он указан Промыслом Божиим и куда предназначенные к тому приводятся неисповедимыми и разнообразными Божиими путями. Но тот же монастырь небогоугодным становится для тех, кому Промысл Божий указывает путь иной, внемонастырский. Так, когда святитель Николай подвизался в обители, в которой он намерен был и остаться навсегда, то был вызван оттуда таинственным гласом, вещавшим ему: «Николай! Войди в народный подвиг, если хочешь получить от Меня венец». Так и святой Кирилл прославлен Богом не за подвиги монастырской жизни, а за болезни и труды учительства и благовестия о Христе во языцех словенских.
Справедливо то, что удобнее исполнять обеты иноческого звания среди благоустроенного монастырского братства, под руководством опытных старцев. Но верно также и то, что благоговейному иноку, живущему вне монастыря, при Божией помощи возможно и не особенно трудно исполнить эти же обеты, если пребывает он вне монастыря по послушанию, а не самочинно. Скажу более: главнейшие из этих обетов непременно должны быть исполнены иноком, живущим и среди мира, – иначе он не будет управлен в Царствие Божие.
Один из таковых есть обет девства и целомудрия. Он должен быть соблюдаем всяким иноком, где бы ни был, во всей полноте, не только в отношении к телу, но и в отношении к душе.
Соблюдение обета нестяжания для инока, живущего в мире, должно выражаться в том, чтобы ни к чему не иметь пристрастия; имея потребное для себя, быть по душе как бы ничего не имеющим: если дают что-либо, то, принимая одной рукой, другой отдавать, и что пришло сегодня, пусть уходит завтра. Инок всегда должен помнить изречение: блаженнее давать, нежели принимать (Деян.20:35).
Третий обет – послушания – должен выражаться в беспрекословном повиновении воле Божией, открывающейся в воле богоучрежденной власти. В делах устроения внутренней своей жизни инок, живущий вне монастыря, должен совещаться со своим духовным отцом, восприемником по иночеству, или иным опытным мужем, а за отсутствием того и другого искать себе указания в божественных и святоотеческих книгах. Но инок должен весьма опасаться самомнения, самонадеянности и самочиния, от которых многие погибают.
Возмогай же, брат возлюбленный, о Господе и в державе крепости Его (Еф.6:10). Се уже облечен еси в знамения всеоружия Божия – бодрствуй, стой в вере, мужайся и укрепляйся. Господь – просвещение твое и Спаситель твой. Аще ополчится на тя полк, да не убоится сердце твое; аще востанет на тя брань, от мира ли, во зле лежащего, от плоти ли лукавыя или от супостата-диавола, который ходит, яко лев рыкая (1Пет.5:8), – на Господа уповай (Пс.26:3). Сие знамение креста Господня да будет для тебя ограждением, щитом и оружием в борьбе со врагами спасения твоего. Да сохранит тя Христос Бог Своею благодатью и человеколюбием!