Проповеди на праздники:


Речь первомученика Стефана в Синедрионе

Стефан, один из Семи, был привлечён к суду Синедриона по обвинению в хуле на храм и на закон (ср. Деян.6:11–14). Большая речь, которую он произнёс в свою защиту и которая в подробностях приведена в Деян. (Деян.7:2–53), выражает его религиозное мировоззрение. В этой речи Стефан хотел показать, во-первых, что ветхозаветное обетование получило исполнение во Христе и, во-вторых, что исполнение Ветхого Завета означает и его прехождение. Для доказательства первого положения он прошёл мысленным взглядом события ветхозаветного прошлого, остановившись с особым вниманием на истории Авраама (Деян.7:2–8), Иосифа (Деян.7:9–16) и Моисея (Деян.7:20–41). Из сделанного Стефаном обзора вытекало, что мысль патриархов и Моисея была устремлена в будущее, к которому и относились обетования. Исполнением обетования могло бы казаться вступление Израиля вместе со скинией свидетельства во владения народов, изгнанных Богом от лица их (Деян.7:45 и, особенно, воцарение Давида Деян.7:46). В откровении, данном Аврааму, земля была обещана его потомкам (Деян.7:4–7), а о Давиде Стефан засвидетельствовал, что тот обрел благодать перед Богом (ст. Деян.7:46). И тем не менее, ни вступление в Землю обетованную, ни воцарение Давида ещё не означали исполнения обетования. Это ясно вытекает из суждения Стефана о храме. Молитва Давида о нахождении жилища Богу Иаковлеву не получила исполнения при его жизни. Дом Богу построил только Соломон (Деян.7:47), и значение этого достижения Стефаном тотчас же ставится под сомнение: Вездесущий Бог, сотворивший небо и землю, живет не в рукотворенных храмах (Деян.7:48–50). Ветхозаветное обетование получает исполнение только во Христе. Что явление Христа было связано с домостроительством Божиим в Ветхом Завете, вытекает из того обстоятельства, которое отмечает Стефан, что в предательстве и убиении Праведного, пришествие Которого было возвещено пророками, жестоковыйные иудеи проявили то же противление Духу Святому, какое проявили их отцы, воздвигая гонения на пророков (Деян.7:51–53). Это – связь отрицательная, но она содержит и положительную мысль: служение пророков в Ветхом Завете вело ко Христу. Со всей ясностью эта положительная мысль высказана Стефаном цитатой из Второзакония (Втор.18:15), применительно к Моисею: «Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Бог из братьев ваших, как меня. Его слушайте» (Деян.7:37). Ещё до Стефана ссылку на пророчество Моисея о Христе мы находим в одной из речей ап. Петра (Деян.3:22–23). Но в речи Стефана это пророчество приводится в обозрении событий ветхозаветного прошлого как одно из великих деяний Моисея. Больше того, речь Стефана кончается явлением ему, исполненному Духа Святого, славы Божией и Иисуса Христа, стоящего одесную Бога (Деян.7:55–56). Явление Христа во славе как бы досказывает недосказанное Его исповедником. Обетования Ветхого Завета ведут ко Христу, и Дух Святой, Которому противились иудеи, открывает Его Стефану.


Проповеди на праздники:

Наверх