Проповеди на праздники:


Речь на молебне по случаю открытия приюта «Площадки» для детей нижних воинских чинов, состоящего в ведении Томского Общества содействия физическому развитию

Досточтимое собрание!

Богодухновенный учитель, богопросвещенному ученику преподав урок, чтобы он по преимуществу заботился упражняться в подвигах благочестия, указывает ему причину, почему такого рода упражнению нужно отдавать преимущество пред упражнением телесным: Телесное упражнение мало полезно, говорит он (1Тим.4:8). В выражении упражнение телесное употреблено по-гречески слово γυμνάσια, означающее гимнастику. Смысл этого изречения тот, что телесные гимнастические упражнения мало полезны. Впрочем, Апостол не назвал их совсем бесполезными, но мало полезными, следовательно, он признавал их в некотором смысле полезными. Для чего же именно полезны были тогда такого рода упражнения? Для укрепления тела, для приучения его к ловким и быстрым движениям. А для чего это нужно было? Для народных игр, для гладиаторской борьбы, где победители получали венцы. В этом и состояла вся задача гимнастических упражнений – выйти на народных играх победителями и получить за это венцы. Иное дело – духовная гимнастика, упражнение в подвигах благочестия. Тогда как телесное упражнение мало полезно, благочестие на все полезно (1Тим.4:8). Телесное упражнение относится к телу, оно нужно для временной жизни, а благочестие имеет обетование жизни настоящей и будущей: на земле – благоденствие, на небе – блаженство. При этом возможен был вопрос: неужели это так? Да, уверяет Апостол, слово сие верно и всякого принятия достойно (1Тим.4:9). Блажен муж, боящийся Господа... Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его... в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы (Пс.111:1–3,7). Вот плоды упражнения в благочестии.

Но к чему такое слово здесь – на «Площадке», назначенной для физического развития детей, – не в порицание ли задач общества, которому принадлежит этот благотворительный приют детей? Нет, не в порицание, но в разъяснение того, что одно физическое развитие мало будет полезно для детей, имеющих быть призреваемыми здесь, если к телесному упражнению не будет присоединено упражнение в делах веры и благочестия. Если верно изречение, что в здоровом теле и душа здорова, то верно также и то, что греховные страсти, как страдания души, служат причиной множества болезней тела, страданий и смерти. Многи раны грешному... Кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих... Убьет грешника зло (Пс.31:10, 54:24, 33:22). Напротив, подвижники благочестия, даже при малом питании и изнурении подвигами, доживали до крайних пределов жизни человеческой – семидесяти-восьмидесяти лет, преступали даже за пределы ее, живя до ста и более лет. Значит, одно физическое развитие не обеспечивает безболезненной и счастливой жизни человека, если оно не соединено с развитием духовно-нравственных сил его. Тело есть только временное жилище души, орган для сообщения ее с видимым миром; без души оно – труп, а без нравственно-разумного духа человек есть животное. Поэтому лица, принимающие на себя обязанность воспитания детей, должны помнить, что они будут иметь дело не с трупами безжизненными, не с животными неразумными, а с нравственно-разумными существами, состоящими столько же из души, сколько и из тела.

Но и этого мало: из этих детей, которых общество берет на свое воспитание, оно должно образовать добрых христиан, честных граждан и истинно русских людей, у которых в основе государственной жизни издавна лежат три истины – вера, царь и отечество: вера православная, царь самодержавный и Русь единая, нераздельная. Общество физического развития, вероятно, и руководилось сознанием сейчас сказанного нами, когда, приняв в свое попечение детей нижних воинских чинов, а попутно с ними и других детей бедных родителей, предназначило в открываемой для физического развития их «Площадке» устроить и школу грамоты. При посредстве этой школы будет совершаться одновременно с физическим развитием детей и нравственно-религиозное их воспитание. А если это так, то нам, служителям Церкви, нельзя не пожелать от всего сердца успеха этому учреждению и чрез церковную молитву призвать на него Божие благословение.

Проповеди на праздники:

Наверх