Речь к причастникам Святых Таин
К вам, причастники Святых Таин, слово мое!
Поздравляю вас, возлюбленные, с великой милостию Божиею. Приобщившись Святых Таин, мы вошли в самое тесное общение с Господом нашим Иисусом Христом. Ведь не благодать только приняли мы, как это бывает в прочих таинствах церкви. Приобщились мы самого Тела и Крови Христовой, оживленных душою Его и Божеством: мы приобщились живого, воскресшего и притом всецелого Христа.
Через грех легкомысленно отчуждившись от жизни Божией, мы потеряли способность к вечноблаженной жизни. Чтоб оживить в нас убитое грехом духовное чувство и снова ввести в общение с Собою, Господь вводит в нас Тело Свое и Кровь, а с ними и Свой Дух и Божественную силу. Ими врачует наши духовные немощи; оживляет, развивает, укрепляет способность к жизни в общении с Богом. Действие этой тайны Сам Господь объясняет так: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Он имеет жизнь в себе, так что аще и умрет, оживет. Нечто подобное мы видим и в жизни нашего тела. Пораженный и отделенный от тела, член постепенно, но неизбежно умирает. Если же удар, нарушивший экономию жизни члена, не отделил его от тела, то надежда на возвращение прежнего здорового состояния не потеряна. Пораженный член тела, но не отделенный от него, жизни не теряет. Получая питательные жизненные соки от здоровых частей тела, с которыми соединен, он мало-помалу оправляется, выздоравливает, начинает жить прежнею здоровою жизнью. Так и мы, питаясь Телом и Кровью Христовой, возвращаем душе потерянную жизнь ее духовную, входим в теснейшее общение со Христом, а через Него и с Богом. Как кусок железа, положенный в огонь, постепенно насыщаясь им, приобретает все свойства огня, так и причащающийся Святых Таин Тела и Крови Господней становится един дух с Господом.
Думаю, нет особенной надобности напоминать вам о чувствах благодарности, какою мы обязаны Господу за Его такую милость, за столь великую честь, нам оказанную! Кто из понимающих опасность жизни без Бога не оценит счастья получить возможность теснейшего единения с Ним? Будем же благодарны Ему и не словом праздным или чувством скоропреходящим, но делом, жизнью. В делах благочестия и Богоугождения постараемся исполнить волю Его, открытую нам в святом Евангелии и часто напоминаемую чрез совесть. Будем беречься греха, и при поводах к нему будем говорить, как говорила упоминаемая у Соломона невеста: Умых нозе мои; како паки оскверню я!
Господь благодатию Своею да поможет нам в благоустроении нашей жизни во славу Свою и наше вечное благо!