Речь к Преосвященному Леониду, новорукоположенному Епископу Дмитровскому, 1859 г.
Преосвященный епископ Леонид!
Вступающему в новое служение, при смиренном самосознании, должно быть свойственно искать наставления, и приятно найти оное. Но сила и действие подаваемого наставления, без сомнения, много зависит от достоинства наставляющего.
Итак, стань со мною пред святым Апостолом Павлом, и послушаем, что говорит он ефесским пастырям, не мимо и нас с тобою: «внимайте... себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. XX. 28).
Кратко сие наставление: но окажется довольно полным, если несколько углубимся в оное.
«Дух Святый постави епископы». Это учение веры. В епископе не должно видеть только начальника, подобного поставленным человеческою властию, исполнителя правил и законов, блюстителя порядка и благоустройства. Это не все. Епископ есть орудие Духа Святого. Начало его начальствования есть таинство. Действователь, поставляемый земною властию, получает от нее имя и право действовать: поставляемый небесною властию приемлет от нее не только имя, но и силу, не только право действовать, но и вышнее содействие. Дух Святый не удаляется от поставленного Им, если сей не уклоняется от Него. Итак, епископ всемерно должен иметь ум и сердце горе, как сосуды, верою и молитвою открытые к вышнему Источнику света и силы.
«Дух Святый постави епископы». Это учит также страху Божию. Если поставленный земною властию действователь совестится не угодить начальству доброму, страшится подвергнуться прещению начальства строгого: с каким страхом поставленный небесною властию должен проходить свое служение, чтобы не лишиться благоволения Духа Утешителя, чтобы не подвергнуться осуждению от Всеправедного и Всемогущего!
«Дух Святый постави епископы». Сие же слово, если отяготеет над нами страх, может облегчить нас надеждою. Дух Святый творит Свое дело, конечно, не для того, чтобы оное пренебречь и отвергнуть, но чтобы поддержать и сохранить. Кого он призвал, и поставил в служение благодати, в том Он, конечно, не отчаялся: да не отчаяваемся и мы в продолжении благодати Его.
Чтобы спасительный страх пред великою обязанностию пасти Церковь Господа и Бога, не был ослабляем чрезмерною надеждою или самонадеянием, чтобы в надежду не вкралась беспечность, чтобы многочисленные внешние отношения пастыря к пастве не развлекали его, и не ослабляли внутреннего отношения его к Духу Святому, его поставившему, – предостерегая от сего, Апостол говорит пастырям: «внимайте... себе». Бодрствуйте над собою, поставленные на страже дома Божия: предавшись дремоте и сну, не сбережете ни себя, ни дома, вам вверенного. Осторожно наблюдайте за чистотою ваших мыслей и желаний, намерений и дел; светильник закона Божия и слова Христова, да освещает ваше внутреннее и внешнее, и да удаляет от вас мрак и зло.
Только внимающий себе пастырь способен с истинною пользою пещись о стаде. Посему и говорит Апостол: «внимайте», во первых «себе», а потом «стаду».Что значит: «внимать стаду»? – рассудительно и неослабно пещись о словесных овцах, подобно как добрый пастырь печется о бессловесных. Води овец на тучную пажить: то есть, питай души пасомых здравым учением истины и жизни христианской. Стреги овец от волков; то есть, охраняй православных от ересей и расколов. Ищи овец заблудших: то есть, старайся привести в Церковь блуждающих вне ее. Врачуй овча болящее, то есть, грешника увещанием к исправлению, и покаянием. Стань против овнов крепких, бодущих и реющих, и подъими овча немощное: то есть, дерзай поставить слово правды против неправды сильных, и словом утешения и делом помощи поддержи нищего, оскорбляемого, унывающего.
Труден подвиг, особенно когда овны бодущие и против пастырей обращают роги, когда больные овцы, не приемля врачевания, думают сами врачевать пастырей, когда и у тех, которые должны быть не от мира, мир уже не ныне вынудил слишком много снисхождения к нему, и даже преклонил их иное заимствовать от него.
Но Апостол, наставник пастырей, преподает нам сильное средство укрепить себя в подвиге и одушевить себя ревностию, когда напоминает нам, что Церковь, для которой мы призваны подвизаться, Христос Господь и Бог «стяжал кровию Своею». Взирая на сей безмерный подвиг Его для нас, поколеблемся ли пред малым, предлежащим нам подвигом, для Него? Если Он, из любви к Церкви Своей, пожертвовал за нее Своею божественною кровию: нам ли тяжко будет, из любви и благодарности к Нему, в служении Церкви Его, принести Ему в жертву наши способности и силы, наш труд и покой, наши утешения и скорби, и если бы потребовалось, и самую жизнь?
Тебе, боголюбезный брат, еще не обширный открывается круг епископского действования. Вступи благодушно; укрепляйся упованием на Божественного Пастыреначальника Господа Иисуса. Жезлом правости да будет жезл твоего начальства.
Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.