Речь к новорукоположенному иерею Венедикту Туркевичу, 1902 г.
Приветствую тебя, возлюбленный, с благодатью священства. Ныне исполнилось хотение сердца твоего и Божие изволение о тебе, и ты призываешься к пастырскому деланию. Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом и как добрый воин Христов (2Тим.2:1,3) облекись во всеоружие Божие, дабы устоять, все преодолев (см. Еф.6:13). Святой апостол Павел перечисляет оружия духовного воина Христова, которыми надлежит и тебе вооружиться для успеха в предстоящем пастырском делании. Оружия эти: истина – меч духовный, иже есть глагол Божий, щит веры, броня правды и шлем спасения (см. Еф.6:14–17).
На первых двух, как на имеющих особое отношение к делу твоего благовестничества, я и остановлю твое внимание.
Во второй книге Ездры повествуется, как древние мудрецы при дворе царя Дария спорили о том, что сильнее всего истина. Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трепещут перед нею, и нет в ней неправды и лицеприятия, но делает она справедливое, удаляясь от всего злого. Истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века. Она есть сила, и царство, и власть, и величие всех веков. Благословен Бог истины (2Езд.4:35–41)! Хотя и медленно, но постепенно распространится она по лицу земли, рассеивая тучи, преодолевая препятствия и торжествуя над врагами.
Многое возможешь в своей деятельности и ты, возлюбленный, если препояшешься истиною. На то ты и посылаешься, чтобы свидетельствовать об истине, и делай это, не прибегая к хитрости, не употребляя обманов и лукавства, не искажая правды, как делают иногда другие, а открывая истину (см. Притч.8:6–8; 2Кор.4:2), и всякий, кто от истины, послушает гласа твоего (см. Ин.18:37) и последует за тобою. Ревнуй об истине Божией, но употребляй для сего одни только оружия света: наставление, вразумление, убеждение с терпением, кротостью и любовью, ибо Православие есть истинный свет и не должно распространяться путем тьмы. Раскрой и покажи, «где глядати правду», и правда Божия сама по себе привлечет сердца правдолюбцев, как солнце притягивает к себе живущее на земле. Не гонись при этом за внешним успехом, за большим количеством обращенных, а больше заботься о том, чтобы обращенные тобою твердо знали, в Кого они уверовали, и чтобы чадца твоя ходили во истине (см. 2Ин.1:4).
Истина Господня открыта в слове Божием, посему и оно также должно служить для тебя оружием. Апостол Павел называет слово Божие мечом духовным (см. Еф.6:17), который острее всякого меча обоюдоострого и проникает до самой глубины душевной (Евр. 4, 12). Оно есть молот, разбивающий и смягчающий каменное сердце человеческое, есть огонь, пожирающий греховную нечистоту людскую и согревающий нашу хладную душу (см. Иер.23:29). Оно полезно есть к учению, к обличению, к исправлению и наказанию, да совершен будет человек Божий, на всякое дело благое уготован (см. 2Тим.3:16–17).
Посему, возлюбленный, поучайся в законе Господни день и нощь (см. Пс.1:2). Не успокаивай себя тем, что ты некогда изучал Священное Писание. Изучение это нередко сводится к знанию того, кто, когда и по какому поводу написал известную священную книгу, к знанию большего или меньшего количества текстов и умению объяснить их; но, конечно, одного такого теоретического и отрывочного изучения Священного Писания недостаточно, ибо при этом часто пропускается главное – чтение самых «глаголов живота вечного» и проникновение их животворящим духом, а без этого и слово Божие остается «книгою запечатанною». Вспоминается мне, как один философ (Шопенгауер) требовал от читателя, чтобы он дважды прочитал его сочинение, ибо только в таком случае выясняются все частности и получится стройное целое. Если такое требование основательно по отношению к произведениям человеческого ума, то тем паче применимо оно к «книге жизни» и к глаголам Божиим. А между тем многие ли из изучавших Священное Писание имели терпение прочитать всю Библию хотя один раз! Поставь же себе за правило – ежедневно читать с благоговейным вниманием Священное Писание, и слово Божие пребудет в тебе и соделает тебя крепким (см. 1Ин.2:14).
Из других духовных видов оружия апостол указывает на щит веры и броню правды. И конечно, едва ли нужно перед кем говорить, как важно и необходимо пастырю иметь веру и являть ее на деле в праведной жизни.
Преуспевай же, о человече Божий, в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (1Тим.6:11), – и тогда явишься пастырем добрым, право правящим слово истины.