Речь к новопосвященному Епископу Дмитровскому, Порфирию, 1858 г.

Речь к новопосвященному Епископу Дмитровскому, Порфирию, 1858 г.

Святый Апостол Павел, святым Тимофею и Титу преподав тайнодейственным епископским рукоположением благодать Всесвятого Духа просвещающую и умудряющую, тем не менее нашел нужным учить их епископскому действованию чрез свои послания. Святая Церковь, всегда верная своим законам, повелела и нам от тайнодейственного рукоположения на поприще епископского действования напутствовать тебя словом назидания.

Исполняя сие повеление, указуем тебе на те самые1, уже не неизвестные тебе, наставления, которые преподал святый Павел святым Тимофею и Титу. Ты, конечно, не станешь2 искать против сего возражения в том, что это были мужи апостольские. Епископство тоже и ныне, которое началось от сошествия Святого Духа и апостольского рукоположения. Если мы далеки от мужей апостольских: то это по нашей вине. Не время удаляет нас от них, но недостаток ревности подражать им. Нам должно взирать на их образ, как на путеуказательный светильник, и наипаче3, когда день веры усиливаются4 затмить лжемудрие страсти, преобладающая суета и чувственность.

В особенности благовременно теперь вспомнить апостольское правило: «без своего старейшаго ничтоже да творят епископи, но токмо во своем пределе кийждо; и старейший же без онех ничтоже творит, полезного ради всем соединения» (Апост. правил. XXXIV). Как прекрасно устроение Церкви, которой единство священноначальственное святые Апостолы оградили сим правилом, и которая, употребляя оное в предостережение некоторых, без сомнения, вообще соблюдала оное! Оно показывает в епископах одну душу; и тем очевиднее являет Церковь единым телом.

У нас не многие из епископов необходимо поставлены в совещательныя сношения с старейшими: не знаю, многие ли расположены входить в такие сношения добровольно, по наставлению синодального устава (Дух. Регл. о еписк. ст. IV). Но понятно само собою, что при недостатке епископских общений, опытность одних не может приносить плодов, которые могла бы принести посредством подаваемых советов, и неопытность других может иногда приносить незрелые плоды незрело обдуманного действования.

В церковном действовании твердо и благонадежно только то, чему в основании положено слово Божие, правила церковные5, учение и пример Святых. Но и крепкий камень, не всякая рука, и не всегда одна рука, может хорошо положить в дело. Советую тебе, как себе, не опираться самонадеянно на свое мудрование, а любить искренний6 братский совет соепископов7. «Спасение... есть во мнозе совете», – учит Премудрый (Притч. XI. 14).

Приими жезл начальства не с мыслию о важности начальствующего, но с мыслию, что силы наши недостаточны для нашего служения, и что мы имеем нужду в опоре, подаваемой свыше.

* * *

1 В рукоп. автора прежде стояло: «как сие исполнить? – Всего ближе указать тебе на те».

2 В рукоп. автора прежде было: «будешь».

3 В рукоп. автора сначала стояло: «особенно» и «угрожают».

4 В рукоп. автора сначала стояло: «особенно» и «угрожают».

5 В рукоп. автора слова сии вставлены после.

6 В рукоп. автора слова сии вставлены после.

7 В рукоп. автора слова сии вставлены после.



Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.



Наверх