Речь к новопостриженному священноиноку Арсению
Возлюбленный о Господе брат, священноинок Арсений!
Наконец, Господь исполнил во благих желание твое! (Псал. 102:5). Ты облечен в ризу спасения и одеждою радования одеян! Благовременно теперь сказать: да возрадуется душа твоя о Господе! Да возрадуется радостию глубокою, полною, неотъемлемою, но и притрепетною! Обет, торжественно тобою произнесенный, – обет великий и священный – слышали не мы только; его слушала и, слушая, радовалась вся церковь первородных, на небесех написанных (Евр. 12:23); его слышал и милостиво принял Сам Господь. Ты теперь воин Христов, записан и состоишь в службе при Особе Царя Царствующих! Внемли убо; уготови душу твою во искушение (Сир. 2:1); постарайся, чтоб нетленный свет радости Господней не померк в тебе как-либо!
При новом, почетнейшем положении в среде христиан Господь дал тебе и имя новое, как знамение обновления всепрощающей благодати, как залог новой, обильнейшей благодатной помощи в предстоящей борьбе с врагами нашего спасения. С радостью приняв этот особенный знак милости Божией, не умедли и со своей стороны показать особенное, большое усердие и ревность к делу, на которое посвятил себя! Не думай, возлюбленный, что дело это – разумею борьбу с врагами нашего спасения – дело знакомое, потому что оно то же самое, что было и доселе. То правда, что у монахов не другое какое, а то же самое Евангелие, что и у мирян, что жить целомудренно, нестяжательно, в послушании, посте и молитве обязаны не монахи только, но и все христиане, так как все мы – монахи и миряне – составляем одно Христово воинство, у всех одно общее дело, те же враги спасения, то же орудие, то же знамя, тот же Вождь – Начальник и Совершитель спасения нашего – Господь Иисус, та же и надежда блаженной жизни со Христом в Боге. Но положение, в какое становится монах и мирянин к общему делу – борьбе с врагами, – производит огромную разницу. Мирянин свою деятельность в подвигах благочестия, естественно, делит между Богом и семьей – имеет смену своих часов, трудится с роздыхом, и во всяком случае в удобствах жизни, в семье, в дружеском участии близких себе имеет безопасную, всегда готовую для себя пристань, где может укрываться от треволнений житейских и нападений вражеских. Монах, сознательно повторив обеты, даваемые каждым христианином при крещении, отказывается от удобств жизни и прав семейных, отказывается от собственности, даже от самого себя. Все свое и самого себя всецело посвящает Христу и как бы поступает на бессменную службу при Особе своего Царя и Господа. Употребляя сравнение, различие это можно еще яснее выразить так: мирянин подвизается в общем строе Христова воинства, за стенами хорошо вооруженной крепости; монах же выходит на единоборство. Для нападений вражеских он представляет видный, отвсюду открытый предмет. Разница в положении, степени опасности и труда – очевидная. От него – от этого Христова ратоборца – требуется большая осмотрительность, неистощимое терпение, непобедимое мужество – ежечасно ждать, принимать и отражать прилоги вражии. Подвиг высокий! Потому-то в очах Божиих и цена этому подвигу высокая.
Внемли себе! (Втор. 15:9). Вступай в борьбу без боязни, с полною уверенностью в помощи Божией, но всего больше берегись самонадеянности. Это наша слабая сторона. Враг силен только нашею немощью; побеждает нас не открытою силою, в честном бою, а обманом, лестью, коварством, иногда принимая вид даже ангела светла (2Кор. 11:14). Предварившие нас подвижники христианского благочестия опытно дознали и утверждают, что грех невозможен без пожеланий, а пожелания в нашем сердце не возникают, если человек не полюбит мысли о желаемом предмете. Кто отсек приразившуюся какую-либо греховную мысль, тот тем самым устранил и пожелание, и самый грех. Таким образом весь труд духовной брани состоит во внимании к движению мыслей и расположениям сердца, здесь – в сердце, в его движениях – исходища живота, отсюда возникают помышления злая (Матф. 15:19), которые зачинают грех и рождают беззаконие. Всяцем хранением блюди твое сердце (Притч. Сол. 4:23). Преподобный Иоанн, списатель лествицы, на этот случай дает монахам такой совет: стань в дверях сердца твоего и именем Иисуса бий супостаты! Ни на земле, ни на небе нет оружия крепчайша! Эту же мысль задолго прежде него выразил и ветхозаветный мирянин-подвижник, в 136-м псалме сказав: дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень! Греховные мысли, которые враг постоянно сыплет на нас, как пыль, подлинно суть младенцы грехолюбивого Вавилона. Пока они младенцы, они невинны и бессильны. Пользуйся, брат, этою порою; как скоро заметишь возникновение неподходящей мысли, тотчас же бери и разбивай ее о камень, который – по Апостолу – есть Христос (1Кор. 10:4). Иначе, если дашь ей усилиться, перейти в чувство, свить гнездо в сердце – грех неизбежен, и блаженство чистых сердцем исчезнет.
Молитва Иисусова да будет неотступно в твоем уме, сердце и устах! По совету Златоустого, молитва эта не для монахов только, но для всех христиан должна составлять постоянное делание, обычное занятие – а тем более для монахов – до тех пор, пока сердце поглотит Господа и Господь сердце, и будут два сия едино!
Господь да поможет нам в нашем подвиге, да защитит и сохранит нас от козней вражиих во славу Пресвятого Своего Имени!
Возмогай о Господе!