Речь архимандрита Мефодия при наречении его во епископа Акмолинского·
Ваше Святейшество!
Богомудрые Архипастыри и Отцы!
Никто сам собою не пpиeмлeт этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4). Воля Божия свершилась о мне. Изволением Святаго Духа, избранием Вашего Святейшества, с соизволения благочестивейшего Государя нашего я призываюсь отныне стать на верху горы, на свещнице (Мф. 5, 14, 15), в сонме князей Церкви Христовой, в сонме епископов. Верю, что в этот единственный день и час моей жизни Вашими освященными руками Сам Христос подает мне жребий архиерейского служения. Смущенный дух мой в благоговейном трепете порывается сказать: кто я, Господи Боже... что Ты так возвысил меня? (1 Пар. 17, 16). Могу ли я сказать столь возлюбившему меня Господу моему: имей мя отречена (Лк. 14, 18), пошли другого, кого можешь послать (Исх. 4, 13). Нет, я не в силах так отвечать. Вся моя жизнь - всецелая преданность воле Божией. Я слышу в сем высоком избрании меня на высоту «горы Господней» (Ис. 2, 2) призыв Господа: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? - и с благоговейною покорностью отвечаю: пошли меня (Ис. 6, 8). И Вам, святейшие Архипастыри, сейчас я искренно, хотя и дерзновенно ответил: «благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю».
Может быть, я и не сознаю высоты и трудности епископского служения. Может быть, я забываю, какие высокие, ответственные задачи возлагаются на пастырское, и особенно епископское служение в наши лукавые дни (Еф. 5, 16), когда овцы Российского стада Христова сделались пищею всякому зверю полевому (Иез. 34, 5), когда волки в одеждах овчих (Мф. 7, 15) устремились на стадо Христово и готовы расхитить и разогнать овцы (Ин. 10, 12), когда апокалипсический сатана изыде обольщать народы (Откр. 20, 7). Нет, я памятую слово Божественного Пастыре начальника и Учителя: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 1О, 11), и слова великого апостола языков Павла к ученику своему епископу Тимофею: переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2, 3). Мне памятны слова златословесного вселенского учителя Иоанна: «Пастырство - мученичество целой жизни... оно выше поста, выше внешних подвигов... Епископ должен иметь душу чище солнечных лучей... правоту нравов, чистоту жизни и добродетелей более нежели человеческую ...» (святитель Иоанн Златоуст, 2-е Слово о священстве). Я знаю, что епископ должен быть солью земли, светом миру (Мф. 5, 13, 14), что он должен преуспевать в правде, благочестии... терпении, кротости (1 Тим. 6, 11), явить себя образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12).
Может быть, я сам себя считаю достойным и уповаю на свои силы, принимая величайшее и святейшее служение епископское? Нет, богомудрые Отцы, о себе я могу сказать пред вами, как и пред Господом моим: О, окаянный аз... яко человек сый и нечисты устне имый (Ис. 6, 5), муж грешен есмь (Лк. 5, 8), аз в немощи и страсе и трепетем мнозе (1 Кор. 2, 3). Страшусь подвергнуться осуждению неплодной смоковницы (Мф. 21, 19) и соли обуявшей (Мф. 5, 13).
Однако, сознавая свое недостоинство, свою немощь, чувствуя, что величайшее в мире служение святительское превышает мои слабые силы, я послушно, не унывая приемлю таковое служение по милости Божией (2 Кор. 4, 1) от Господа и Вас, Его преемников, уповая на слова Апостола, что сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2 Кор. 4, 7).
Мне Господь судил нести скромное бремя пастырского служения более двадцати лет в звании приходского пастыря и воспитателя духовного юношества. За все это немалое время служения на ниве Христовой я достаточно убедился, что благоуспешность в деле пастырства зависит не столько от человеческих каких-нибудь достоинств, сколь от силы Божией, которая в немощи совершается (2 Кор. 12, 9).
Я сознаю, что благодатию Божиею есмь то, что есмь (1 Кор. 15, 10). Лишь только начну озираться на пройденный мною путь жизни, усматриваю непременно, что не кто, как Господь ведет меня с раннего детства на путь служения Своего. Ему от юности привык я покоряться и всегда без ропота шел по тому пути, какой мне указывал промыслительный перст Божий. «Так Богу угодно... все, что делается в моей жизни, делается к лучшему», - повторяю я во всех обстоятельствах моей жизни и личной, и служебной. С твердою верою в Божие Отеческое промышление, что Господь знает, куда ведет, я трудился на указанной мне Господом ниве. В этом всецелом доверии Премудрому Промыслу, в послушании и смирении я находил утешение в скорбях и лишениях и сохраняю бодрое настроение духа.
Другим руководственным началом моей личной и служебной деятельности в деле пастырства и воспитания духовного юношества всегда были слова Апостола: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18).Христос, по слову Апостола,-мир наш(Еф.2,14), и самое служение пастырское - служение примирения (2 Кор. 5, 18); каждый пастырь, посланник Христов, данным ему словом примирения просит всех от имени Христа примириться с Богом (2 Кор. 5, 20). Будучи возведен Вашими освященными руками, святейшие отцы, на высочайшую степень священства, я и отныне, как прежде, всецело отдам мои силы служению примирения. С твердым упованием, что Бог мира (Рим. 15, 33) будет со мною, я и становлюсь на этот апостольский путь и буду верить, что Божественная благодать, всегда немощная врачующи, уврачует мои немощи и, оскудевающая восполняющи, восполнит мои недостатки.
Смиреннейше прошу Вас, святейшие отцы, домостроители таин Божиих, особенно тебя, Архипастырь Волынския Церкви, поставивший меня на путь иночества, и тебя, Архипастырь Омской Церкви, избравший меня, немощного, в помощники себе в многотрудном твоем служении разнородной миссионерской епархии, - помолитесь о моем недостоинстве. Верую и уповаю, что через святительские Ваши молитвы, рукоположение и действенное благословение вселится в меня сила Христова и устроит меня пастыря непостыдна, право правяща слово Его Божественной истины (2 Тим. 2, 15).