Реакция Синедриона на слова св. Стефана о храмовом культе
Стефан был побит камнями (Деян.7:57–60). Поскольку Синедрион не имел права жизни и смерти, это сделалось возможно или благодаря отсутствию прокуратора, или по его попустительству. При убиении присутствовал и убиение одобрял юноша именем Савл (Деян.7:58, 8:1).
Возмущение Стефаном среди иудеев было общее. Его дело началось в синагогах (Деян.6:9 и сл.). И Савл-гонитель, как уже было указано, был фарисей. Исполнение взял на себя Синедрион (Деян.6:12 и сл.). Свою речь Стефан произнес в Синедрионе, в ответ на вопрос его председателя, первосвященника (Деян.7:1 и сл.). Когда Савл задумал распространить гонение на Дамаск, он заручился письменными полномочиями к дамасским синагогам от того же первосвященника (Деян.9:1, 2).
Каково было отношение христиан? Для составителя Деян. Стефан был мученик и святой. Это с несомненностью вытекает из характеристики его служения в Деян.6:8, 10. А в Деян.6:15 Лука говорит, что «все сидящие в Синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела». Было бы вполне естественно понимать это указание, особенно последнее, как ретроспективную оценку. Лука был спутник и ученик Павла, а влияние Стефана на Павла, как уже было отмечено, не подлежит сомнению. Да и помимо того, к тому времени, когда Лука писал Деян., память первомученика была окружена ореолом святости. Но для суждения об отношении верующих мы располагаем не только этими данными. В Деян.8:2 мы читаем, что «Стефана погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем». И гонение, которое началось после убиения Стефана, обрушилось на всю Церковь (Деян.8:1, 3). Одни только апостолы остались в Иерусалиме. Все остальные бежали. Очевидно, опасность грозила всем. И не только в Иерусалиме. Савл вознамерился перенести гонение в Дамаск (Деян.9:1–2). Эти два наблюдения, положительное и отрицательное: плач верующих по Стефане и гонение на всю Церковь, позволяют предполагать, что мысли Стефана, неприемлемые для иудеев, находили отклик в христианской среде не только среди эллинистов. Для постановки иудейской проблемы ещё не пришло время, и мысль, что ветхозаветному строю наступил конец, не всем казалась чудовищной.