Развитие мысли Послания. Его первый (Иак.1:2–8), второй (Иак.1:9–2:26) концентры: искушения, мудрость, вера
Как уже было указано, его план отличается замечательной стройностью. Послание состоит из трех концентров, в которых основные мысли Иакова развиваются с возрастающей точностью и конкретностью. В первом концентре (Иак.1:2–8) Иаков призывает читателей радоваться выпадающим на их долю искушениям. Искушение понимается как испытание веры, которое приводит к терпению. В непоколебимой вере читатели должны просить у Бога мудрости. Эти три понятия: искушения, мудрости и веры – получают свое раскрытие во втором концентре (Иак.1:9–2:26). На искушениях Иаков сосредоточивает внимание в Иак.1:9–18. Он связывает их со страданием от социальной неправды. Искушение исходит не от Бога. В начале искушения лежит обольщение похоти, которая ведёт к греху и к смерти. Но искушение ставит нас перед выбором и тем самым получает значение спасительного испытания. Призывая своих читателей к праведной жизни, согласной с «законом свободы» (ср. Иак.1:25), Иаков полагает, что христианская праведность выражается в обуздании языка (Иак.1:26) и в деятельном добре (Иак.1:27). В практическом поведении христианина, о котором Иаков говорит в этом отрывке, и получает осуществление та мудрость, о даровании которой он учил молиться в первом концентре.
Учению о вере посвящена, во втором концентре, гл. Иак.2. Понятие веры раскрывается, во–первых, отрицательно, а затем – положительно. Отрицательно – вера не терпит лицеприятия, допускающего социальную неправду (Иак.2:1–13). В этом отрывке чувствуются настороженность против богатства и, наоборот, великая любовь к беднякам. Но от отрицательного учения о вере Иаков переходит к раскрытию её положительного аспекта: вера требует дел (Иак.2:14–26). Именно в этом учении о вере, являемой делами, Иак. есть ответ на Евр. Поскольку вера непременно получает выражение в делах, наличность дел свидетельствует о наличности веры.