Разрушение школы. Отклики на запросы жизни. III. (Речь при открытии в г. Москве „Общества содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей”; сказана 1 октября 1908 года в Епархиальном доме.)

Разрушение школы. Отклики на запросы жизни. III. (Речь при открытии в г. Москве „Общества содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей”; сказана 1 октября 1908 года в Епархиальном доме.)

Позвольте напомнить почтенному собранию, вероятно, многими теперь уже забытое слово, обращённое Государем Императором 28 октября 1894 года, в первые дни Его царствования, к министру народного просвещения: «В Бозе почивший Родитель Мой с особой заботливостью следил за подрастающим учащимся поколением и до последних дней горел желанием воспитать его на радость России. Передайте детям и юношам Моё сердечное пожелание, чтобы величавый образ великого душой Монарха служил им руководящим светочем к нравственному совершенствованию».

Нравственное совершенствование юношей, с одной стороны, и воспитание их на радость России, с другой, – вот те основы, которые, по воле Монарха, должны быть положены в основу русской школы, как её идеал. Но если самый нравственный мир и сознание долга есть в человеке нечто свыше данное, не навеянное и не обусловленное ни природой, ни искусственными влияниями среды, то мы имеем полное право рассматривать и признавать нравственное совершенствование именно, как религиозно-нравственное. Только при таком воззрении на него оно получает смысл, содержание, оправдание и силу внутренней обязательности; только при таком воззрении оно действительно резко и решительно отделяет и отличает человека от мира животных и превозносит над ним. Только при таком воззрении мы с истинным сознанием истинного человеческого достоинства поднимаем к небу разумный наш взор и разумное человеческое чело...

В годину полного забвения этой истины открывает свои действия "Общество содействия религиозно нравственному и патриотическому воспитанию детей». По нашим временам, его открытое выступление на общественную работу – это великий акт мужества и великий акт истинной мудрости.

Настоящий, крепкий ум, здравый, трезвый и уравновешенный дух, настоящая мудрость, глубокая и устойчивая, познаются всего лучше и вернее в дни какого-либо повального стадного помешательства. Ему подвержена всегда масса, толпа, обладающая умом животным; но, славу Богу, никогда не бывало и не может быть так, чтоб эта стадность совершенно подавила и уничтожила человеческий разум.

В немногих единицах разум истинный, отблеск Божества в человеке, сохранит свои права; в немногих сердцах он претворится в пламень убеждения; в немногих душах он подвинет волю на твёрдую решимость дать отпор стадному неразумному увлечению, сказать открыто трезвое слово и стать на путь соответственных действий среди бесконечных насмешек и даже насилий со стороны людей, одурманенных стадностью и гипнозом толпы. Humanum paucis vivit genus! (Человечество живет благодаря немногим. – Ред.). Однако, тяжёл первый шаг, а далее, смелым в удел вечное Божественное слово: «свет во тьме светится и тьма его не объят» (Ин. 1:5), им в удел и слово поэта: «чем гуще тьма, тем звёзды ярче»...

Тем знаменательнее нынешний день. Мы открыто заявляем, что не разделяем того идолопоклонства пред одним знанием и развитием рассудка, которым ныне заражено наше общество, желающее видеть одно обучение юношества, а не воспитание. Мы открыто указываем, как на печальное следствие этого идолопоклонства, – на нынешнее беснование, озверение и сумасшествие молодёжи в учебных заведениях, полное падение семейного покоя, разрушенного в конец нынешними детьми, этими, в буквальном смысле слова, тиранами семьи, и на духовное опустошение родины, совершенно лишаемой образованных работников на всех поприщах жизни, вследствие обуявшего юношество политиканства, заменившего доброе воспитание и учение.

Мы открыто исповедуем, что религиозность и патриотизм – это две ноги, на которых стоит великан святорусский, что он упадёт неминуемо, этот великан, если мы подрубим ему один или другой из этих устоев.

И мы рады засвидетельствовать, что огромная часть русского народа, народа трезвого по уму и сердцу, не поддалась на беснования развинченных нервами и лишённых разума русских немногих «интеллигентов», сбитых с толку «сознательно» действующими врагами русского народа, желающими видеть наш народ духовно-бездомным бродягой, лишённым религии и патриотизма. И мы рады заявить, что немногие пока школы, уже открытые здесь с целями религиозно-нравственного воспитания, положительно подавлены заявлениями многочисленных родителей, которые охотно готовы помещать детей в наши школы, готовы для этого брать своих детей из других учебных заведений, недовольные их водянистым, бездушным и бесцветным направлением, трусливо умалчивающим о религии и патриотизме.

О, только прекратите это страшное насилие над русским народом; только подавите этот наглый захват школы грязными руками инородцев и их приспешников; только поимейте мужество всей этой не учащейся и бунтующей молодёжи показать свободный выход из школы, где она не хочет учиться, а желает диктовать законы Царю и царству; только обратите школу в место святое, в «храм» науки, над которым не напрасно сияет православный крест, которое не в насмешку осеняет государственный орёл; только прекратите эту не престающую ложь и фальшь в нашей школе, – и свято место пусто не будет!

Явятся и добрые учители, найдутся религиозно-патриотически настроенные воспитатели, и школа станет на своё место и займётся подобающим делом, святым и великим.

Ведь мы истосковались по такой школе; ведь мы измучились при виде нескончаемой неурядицы школьной и этого непостижимого долготерпения к развратителям юношества, к насильникам школы, к врагам обучения и воспитания, которые обратили школьную кафедру в место политики и революционирования народа. Пусть они будут устранены властной рукой, – и завтра же явятся учители, может быть по внешнему праву на учёность (по праву дутому, в которое уже никто не верит) не равные нынешним полноправным духовным растлителям учащихся поколений, но по внутреннему праву и по внутренней ценности безмерно выше их стоящие. Пусть откроют выход из школы тем уже прогнившим юношам, которые всё равно негодны для учения, пусть из ложной и неразумной гуманности не зазывают их занять оставленные ими школьные скамьи. – Всё равно, они, как глухой аспид музыку, слушать науку и усвоять её уже не в состоянии. – И школа наполнится, может быть, меньшим количеством учащихся, но зато такими истинно-учащимися, которые будут давать истинно-образованных и знающих людей для родины, а не жалких полу-умных, полу-образованных недоучек, о которых апостол говорит, что они всегда учатся, и ничему никогда научиться не могут, которые составляют песок в государственной машине, сор в народной жизни, гниющий микроб в народном теле!

Как раз в те дни, когда зло нашей школы является пред нами столь ярко, когда мы читаем о безобразиях и насилиях учащихся в нашей высшей школе, выступает открыто, честно и твёрдо наше Общество и зажигает первые огоньки здорового школьного обучения и воспитания на религиозно-нравственной и патриотической основах.

Да возгорятся эти первые огоньки в великое пламя, живительное и спасающее! Русские патриотические союзы первопрестольной Москвы, отстаивающие среди современной смуты начала православной веры и русского патриотизма и уже открывшие не одну школу с религиозно-патриотическими основами воспитания, поручили мне, как своему сочлену и председателю, приветствовать Общество в настоящий день его торжественного открытия и поднести ему в молитвенное и выразительное благожелание эту икону Введения во храм Пресвятой Богородицы. Смысл изображённого на ней исторического священного события по отношению к его урокам нашему Обществу так ясен, что не требует пространных изъяснений. «Днесь одушевленный храм, Богородица, в храм Господень приводится, Тому уготоватися в Божественное жилище»...

Да будет русский народ вовеки одушевлённым храмом, и чрез святую Церковь, её влиянием на семью, школу, общество и государство, на наш народный и государственный патриотизм, да уготовляется и да возрастает непрестанно в Божественное жилище! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх