Разрешение вопроса об идоложертвенном на основании свободы и любви (1Кор.8–10)
От вопроса о телесной чистоте ап. Павел переходит к вопросу об идоложертвенном (1Кор.8–10). Как уже было сказано, ап. Павла и об этом предмете тоже запрашивали его коринфские корреспонденты (ср. 1Кор.8:1 в греческом тексте). Замечательно, что Павел, давая указания касательно идоложертвенного, нигде не ссылается на постановление Иерусалимского собора – и воздержание от идоложертвенного, которое он, вообще говоря, рекомендует своим читателям, он не понимает как послушание законно установленной норме. По убеждению ап. Павла, оно должно проистекать из любви. Для нашего времени проблема, как таковая, не существует. Но те принципиальные исходные точки, от которых Павел отправляется при её решении, сохраняют своё значение во все времена.
Решение ап. Павла покоится на двух основаниях. Эти два основания: знание и любовь (1Кор.8:1–3). Знание касается идоложертвенного. Ап. Павел отрицает самое бытие идоложертвенного (1Кор.8:4–6). Понятие идоложертвенного предполагает существование идолов как изображений языческих богов. Но для ап. Павла не существует языческих богов. Он не отрицает реальностей, которые язычники почитают как богов. Его мысль достигнет полной ясности в гл.10. Но эти реальности не боги, а бесы. Как боги языческие боги просто не имеют бытия. А потому не существует и идоложертвенного. Это знание об идоложертвенном есть основание свободы. Но свобода, которой обладает сильный и знающий, может быть соблазном для немощного. И ап. Павел ставит перед братом, имеющим знание, долг любви. Во избежание соблазна немощного брата, он должен ограничивать себя и свою свободу (1Кор.8:7–13). Призыв к самоограничению ап. Павел подкрепляет ссылкой на собственный пример (1Кор.9). Он тоже не пользовался теми преимуществами, которые связаны с апостольским служением. Он стал апостолом по необходимости – бывший гонитель думал, по всей вероятности, о своём обращении, – и только безмездное служение даёт ему право на награду хвалы (1Кор.9:15–18). Но ап. Павел ставит и общую цель. Он был всем для всех, т.е. ограничивал себя во всём для того, «чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1Кор.9:19–22). Он призывает к тому же и своих читателей.
Но против вкушения идоложертвенного говорит не только забота о немощном брате. Глава 10 начинается с предостережения от Ветхого Завета (1Кор.10:1–13). Израиль в пустыне пренебрёг великими милостями Божьими. В словах ап. Павла ясно чувствуется, что он воспринимал эти милости как прообраз спасения во Христе. И наказание Израиля должно быть предостережением для христиан (см. особенно 1Кор.10:5–12). Павел говорит об искушении, постигшем коринфян (1Кор.10:13), и затем возвращается к теме идоложертвенного.