Рассуждение связь между міром сим и міром оным
О том, что существует связь между міром сим и міром оным, христиане свидетельствуют как молитвой, так и милостыней за умерших. Церковь на этом свете и Церковь на том свете – [это] единая Церковь, единое тело, единое бытие, подобно тому как корень дерева, находящийся под землей, образует единый организм со стволом и ветвями этого дерева [находящимися] над землей. Отсюда ясно, как мы, составляя Церковь на земле, можем получить помощь от [людей] святых и праведных из Церкви небесной, равно как и усопшие грешники на том свете способны получить помощь от нас с земли. Святитель Афанасий говорит: «Как бывает с вином, Закупоренном в бочке, которое, когда цветет виноград на полях, чувствует это, так что и само (вино) цветет вместе с ним, – так [происходит] и с душами грешников: они получают некое облегчение от принесенной за них бескровной жертвы и от милостыни», поданной за их упокоение. Преподобный Ефрем Сирин, приводя тот же пример с вином и виноградником, делает [такое] заключение: «Итак, поскольку и среди растений имеется такое взаимное соощущение, то не паче ли для умерших благотворны молитва и [милостыня, то есть совершаемые нами] пожертвования?»
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3