Рассуждение «Пока Христос не станет для души всем»
Пока Христос не станет для души всем, – и причем всем, что вообще имеет некую непреходящую и неизменную ценность, до той поры человек не способен пойти на мучения за Христа. Как святая Марина, пятнадцатилетняя девушка, могла решиться на такие страдания? Для нее Христос был всем во всём. Как святая Иулитта могла радоваться, видя своего трехлетнего сына Кирика, умерщвленного за веру Христову? По той же самой причине: и для нее Христос был всем во всём...
Вот как исчерпывающе (в виде диалога Христа с человеком) говорит святитель Тихон Задонский о том, что Христос для человека – всё: «Добра ли себе хощете? Всякое добро во Мне и от Мене происходит. Блаженства желаете? Нет нигде, кроме Мене. Красоты ищете? Кто краснейший паче Мене и кроме Мене? Благородия желаете? Кто благороднее Сына Божия? Высоты хощете? Кто выше Царя небес? Славы ли ищете? Кто славнее паче Мене? Богатства желаете? У Мене и в Моей руке все сокровище нетленное. Премудрости ищете? Я Премудрость Божия. Дружества ищете? Кто любезнее и любительнее паче Мене, Иже душу Мою за всех положил? Помощи, защищения хощете? Кто поможет и защитит, кроме Мене? Врача ищете? Кто исцелит, кроме Мене – душ и телес Врача? Утешения, веселия и радости ищете? Кто утешит и увеселит, кроме Мене? Покоя и мира себе хощете? Я мир и покой душевный, и нигде не сыщете, кроме Мене. Света желаете? Аз есмь свет міру"101.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3