Рассуждение о посте и чистоте духовной

Рассуждение о посте и чистоте духовной

Постом приобретается прежде всего чистота телесная, а благодаря ей – и чистота духовная. Воздержание в пище, по словам сына благодати, преподобного Ефрема Сирина, значит «не желать и не искать многих яств, сладких и дорогих; не вкушать ничего вне определенного времени; не предаваться духу чревоугодия; не возбуждать в себе голод воззрением на вкусные блюда; не желать то одной, то другой пищи». Большое заблуждение – считать, что умеренность в еде и постная пища вредят телесному здоровью. Очевиден факт, что постники жили больше других и меньше всех болели. Пример сему предоставляет нам и святой пророк Даниил с тремя отроками в Вавилоне. Когда царь приказал своему евнуху кормить этих трех юношей блюдами с царской трапезы и угощать их хорошим вином, Даниил ответил евнуху, что они не хотят принимать царские яства и напитки, но будут питаться только травами [букв.: растительной пищей. – Ред.]. (Ибо не желал сей святой пророк вкушать от блюд, окропленных кровью идольских жертв.) Евнух же, опасаясь, как бы юноши не ослабели от постной пищи, высказал свою тревогу Даниилу. Тогда святой пророк предложил ему провести испытание, дабы убедиться, что постная пища не изнурит их; а именно, в течение десяти дней кормить всех прочих юношей на царском дворе блюдами с трапезы Навуходоносора, а их четверых питать только семенами растений, а затем сравнить тех и других. Евнух послушался Даниила и сделал всё так, как он предлагал. Спустя десять дней лица у четверых юношей-постников оказались светлее, а тела их сильнее, чем у юношей вавилонских, которые ели и пили с царской трапезы.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3

Наверх