Рассуждение о победе над искушением

Рассуждение о победе над искушением

Победа над искушением – это победа над смертью. Сие доказывается и знаменательным событием, имевшим место со святым воеводой Николаем. Когда направлялся он в составе войска царя Никифора против болгар, довелось ему по пути заночевать в придорожной корчме. У ее содержателя была дочь-девица, которая, пленившись внешней красотой царского военачальника, стала соблазнять его на грех. Николай отверг ее в первый раз, сказав ей, что дело, к которому она его понуждает, сатанинское. Но бесстыдная девица вошла и во второй, и в третий раз в комнату воеводы, склоняя его к нечистой связи. Воевода еще решительнее отринул ее и во второй, и в третий раз, увещая ее блюсти свое девство и не предавать диаволу и тело свое, и душу. В конце концов, добавил Николай, [ведь] он воин и идет на битву, а потому недостойно и опасно для ратника оскверняться таким беззаконием, которое прогневает Бога, а его самого приведет к верной смерти. Так сей боголюбивый муж победил искушение. Наутро двинулся он с войском дальше. А в следующую ночь удостоился такого видения: стоит он на некоем широком поле и видит близ себя некого могучего человека – сидит тот, положив правую ногу на левую. Перед ними в поле стояли одно против другого два войска: греческое и болгарское. Оный исполин велел ему внимательно наблюдать за тем, что́ сейчас произойдет. Николай [пристально] смотрел и увидел следующее. Пока сей богатырь держал правую ногу на левой, греческое войско одолевало болгар, а когда изменил он позу и закинул левую ногу на правую, тогда болгары навалились всеми силами и ужасно порубили греков. Затем сей гигант подвел воеводу поближе к перебитому греческому войску. Все поле было сплошь покрыто трупами, и лишь посреди них зияло пустое место – точь-в-точь для одного человеческого тела. Тогда оный могучий человек поведал Николаю, что это пустое место было предназначено для его тела, но так как в прошлую ночь он трижды победил диавольское искушение, то тем самым спас от смерти и тело свое, и душу. Наблюдаемое в ночном откровении Николай с точностью узрел и наяву, во время сражения. Все греческое войско полегло на поле брани, а [сам] Николай вернулся домой живым; но затем отправился [уже] не в казарму, а в монастырь.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3

Наверх