Рассуждение о наказании грешника
Бог наказывает грешника не потому, что Ему [будто бы] доставляет удовольствие уничтожение человека. Ведь если б это доставляло ему удовольствие, Он бы не [со]творил человека из ничего. Но наказует Он грешника, руководствуясь целесообразностью его спасения, причем самыми очевидными для нас являются здесь две причины. Во-первых, наказанием исправляет Он [самого] грешника и выводит его на прямой путь спасения; во-вторых, вселяет Он [тем самым] страх и в других [людей], чтобы они не грешили. То же самое подразумевает и преподобный Исаак, говоря: «Праведный мудрец подобен Богу, ибо карает он человека не из мести за грех, а чтобы либо исправить [этого] человека, либо других устрашить». Один распущенный юноша, хуливший Бога и своих родителей, вдруг сошел с ума. Весь город, в котором жил тот юноша, увидел в этом Божию кару и возымел страх Божий. В течение трех лет юношу держали связанным в закрытом помещении. А его мать горько плакала и молилась Богу о сыне. Как-то раз в праздник Пятидесятницы привела мать своего обезумевшего сына в обитель святого Василия в Остроге. После прочитанных молитв сумасшедший юноша выздоровел и пришел в себя. Затем он покаялся в грехах и стал образцовым человеком и настоящим христианином.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3