Рассуждение о милостыне со смирением
Милостыню следует давать не с гордостью, а со смирением, считая того, кому она подается, лучшим себя. Не Сам ли Господь сказал: Сделали Мне вы то, что́ учинили малым сим и нищим (Мф. 25:40). Феофан исповедник еще мальчиком носил в себе ум, озаренный светом Христовым. Идя однажды по улице, увидел он замерзающего неодетого младенца. Быстро снял он с себя [верхнюю] одежду, закутал в нее младенца и тем самым вернул его к жизни. Домой пришел он раздетым. Удивленные родители спросили его, где его одежда, на что Феофан ответил: «Я одел Христа». За это приложилась ему благодать Христова, так что впоследствии был он великим подвижником, страдальцем за веру и чудотворцем. Итак, если подаем мы милостыню либо от чьего-то другого имени, либо даже от своего имени, – не можем избежать гордости, которая, едва только появившись в сердце, уничтожает все сделанные добрые дела. И если подаем мы [милостыню] нищему как нищему, а не как Христу, то не способны мы избежать ни гордости, ни презрения. И какая польза от того, если оказываем мы человеку милость, надмеваясь собой и презирая человека? Добродетель не есть добродетель, если смешана она с грехом, как и молоко – не молоко, если добавить к нему керосина или уксуса.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3