Рассуждение о лицемерии
Слабый обыкновенно защищается лицемерием, а сильный – [принуждением и] насилием. Но [на то], что не способен человек отстоять свою жизнь пред Богом ни лицемерием, ни насилием, нам ясно указывает пример святого старца Елеазара и царя Антиоха. Когда сей тиран вывел Елеазара на суд и заставлял его есть свиное мясо – во имя спасения жизни, Елеазар отверг это [и был] непреклонен. Тогда некоторые Елеазаровы друзья подсунули ему кусок другого – не свиного – мяса, прося его отведать его перед царем и народом и тем самым соблюсти и жизнь, и совесть. [Но] и от этого предложения старец отказался, известив друзей: «Не подобает мне, старому, лицемерить на соблазн многим юным». И погиб сей старец телом, однако спас душу свою. Жестокого же и деспотичного царя Антиоха Божие наказание постигло уже в этой жизни. Поразила его изнутри некая страшная болезнь, так что плоть его кишела червями, испуская смрад далеко вокруг. Придя в отчаяние, вспомнил он невинно пролитую кровь многих тысяч людских существ, беспощадно убиенных по его повелению, устрашился Всевышнего и стал исповедовать единого Бога, Которого дотоле гнал, преследуя верующих в Него. Однако милость небесная на нем не проявилась112.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3