Рассуждение о епитимии

Рассуждение о епитимии

В случае непредумышленного убийства земной суд освобождает убийцу. Церковь же налагает епитимию на невольного убийцу – гораздо более легкую, чем на убийцу преднамеренного, однако без епитимии его не оставляет. Если священник убил кого-то непроизвольно, то Церковь на всю жизнь запрещает его в священнослужении. Христианин же с восприимчивой душой и обостренной совестью налагает на себя и более тяжелую епитимию, нежели определила Церковь. Святой Пард как извозчик прибыл однажды в Иерихон. Оставив своих мулов перед гостиницей, [сам] он вошел внутрь. При этом некий ребенок попал под ноги мулу и был им затоптан и умерщвлен. Когда Пард увидел мертвое и окровавленное дитя, убитое его же мулом, то сокрушился сердцем настолько, словно сам умышленно был виновен в смерти ребенка. И вот сей совестливый человек наложил на себя очень тяжелую епитимию: оставил он свое занятие, покинул мір, хотя и был совсем молодым, и удалился в суровую пустыню на тяжкий подвиг телесного и духовного труда и покаяния. Со многим плачем приносил он покаяние Богу за убийство дитяти. Хотел заплатить за его жизнь собственной жизнью – и молился Богу, чтобы Господь как-нибудь это устроил. Дразнил льва, чтобы тот его растерзал, но лев убежал от него. Лег на узкую тропу, по которой ходил лев, чтобы зверь его умертвил, однако лев перепрыгивал через него, не желая его трогать. Заключив по сему, что есть воля Божия на то, чтобы он жил и не погиб, святой Пард успокоился и до конца своих дней пребыл в сокрушении сердца и покаянии. Разве это не восприимчивая, не человеколюбивая, не богобоязненная душа? Не есть ли это утонченная и обостренная совесть истинного христианина?

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3

Наверх