Рассуждение о духовном богатстве
Скрывай свое духовное богатство и не обнаруживай его без нужды. Посмотри, как люди скрывают свои материальные сокровища и как – если принуждают их сказать, сколько они имеют, – всегда утаивают основные суммы, заявляя лишь о незначительных. Очень мало таких, кто желает публично представить всё, что имеет, и еще меньше тех, кто завышает размеры своего состояния (причем сих последних мір считает несерьезными и безрассудными). Это для тебя ясное указание к тому, что и ты должен скрывать свои духовные стяжания, то есть твои добродетели и подвиги: твои посты, и бдения, и молитвы. Почему мудрые чада века сего не выставляют напоказ свои материальные богатства? По двум причинам: чтобы не проведали о том жулики и чтобы не вызвать зависть у злобных людей. Но и в отношении к благам духовным есть свои воры и завистники. Это духи злобы. Стоит тебе только объявить о каком-нибудь духовном прибытке – они тут же постараются уменьшить его или расточить. Собственно, как только раструбил ты о нем безо всякой нужды (скажем, из тщеславия, чтобы похвалиться) – считай, что они уже отняли его у тебя и пустили по ветру. И ты, [с преизбытком] богатый духовными благами, внезапно и неощутимо делаешься нищим и убогим. Многие духовные богачи, святые, были [в серб. букв.: представлялись. – Ред.] в глазах міра юродивыми, чтобы за мнимым безумством скрыть свою великую мудрость и [свойственную] им [душевную] силу. Авва Исаия пишет: «Те добродетели приятны Богу, которые совершаются втайне». А преподобный Нил Синайский говорит: «Покрытая кожа на теле белая, а открытая – опаленная и черная». Так обстоит дело и с нашими сокрытыми либо обнародованными добрыми делами.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3