Рассуждение о ценностях христианской веры
Только христианская вера имеет в міре единожды определенное и никогда не изменяемое мерило ценностей. Как измеряет и распределяет она ценности, об этом ясно говорит святой Златоуст. «Предметы суть троякого рода, – учит он, – одни суть добро и не могут быть злом, как-то: целомудрие, милостыня и тому подобное; другие суть зло и никогда не могут быть добром, как-то: разврат, бесчеловечность, грубость; третьи бывают то такими, то другими – в зависимости от намерения тех, которые их употребляют». И после этого сей божественный учитель объясняет, что богатство и бедность, свобода и рабство, и власть, и болезнь, и самая смерть – относятся к этим средним предметам, которые сами по себе не добры и не злы, но бывают тем или иным, в соответствии с произволением людей и с тем, как они ими пользуются. Ведь если бы, например, богатство было добром, а бедность злом, то все богатые люди были бы добрыми, а все бедные – злыми. Однако мы ежедневно убеждаемся, что существуют как добрые и злые богачи, так и добрые и злые бедняки. То же самое можно применить к больным и здоровым, к свободным и порабощенным, к сытым и голодным, к властителям и подчиненным. Даже смерть не есть зло, ибо «смертью мученики стали счастливее всех».
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3