Рассуждение о божественной любви
«Лучше быть невеждой, но любовью приблизиться к Богу, нежели быть человеком глубоко образованным [в серб, букв.: всезнайкой, многознайкой. – Ред.] и в то же время – врагом Богу». Это слова святого Иринея, лионского священномученика. Истинность этих слов подтверждалась во все времена, и наше время в этом смысле не является исключением. К этому нужно добавить только одно, а именно: что любящие Бога не суть невежды, ибо знают они Бога настолько, что могут Его любить. Из всех человеческих наук это знание – важнейшее и величайшее. И еще следует добавить, что враги Божии не могут быть людьми с широким кругозором – хотя и считают они себя таковыми, – потому что их знания неминуемо хаотичны, ибо отсутствуют в них главенство и упорядоченность. Ведь глава и порядок любого знания – Бог. Некоторые из святых – как, например, преподобный Павел Препростый – не умели ни читать, ни писать, но силой своего духа и божественной любовью превзошли весь мір. Приближающийся к Богу любовью не способен на злодеяние. А ученость без любви к Богу пронизана духом преступления и войны. Преподобный Евфимий Великий учил: «Имейте любовь, ибо что́ соль для пищи, то́ и любовь для всякой добродетели». Пресна и холодна любая добродетель, если не осолена она и не согрета божественнной любовью.
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3