Рассуждение о благословении пищи
Не всё равно – принимать ли пищу с благословением или без благословения. Любая пища – это трапеза Божия, которую Сам Бог поставляет для нас. Поэтому Бога как Хозяина следует благодарить и испрашивать Его благословения. Благословенная пища слаще и сытнее, тогда как неблагословенная – и несладка, и несытна, а к тому же и нездорова. Однажды император Феодосий Младший отправился на прогулку в окрестности Царьграда и, заметив келью некоего монаха, зашел в нее. [Живший в ней] старец спросил царя, хочет ли он чего-либо отведать. «Да», – ответил царь. Старец вынес царю хлеба, елея, соли и воды. Царь ел и пил, а потом спросил монаха: «Знаешь ли, кто я?» – «[А] Бог тебя знает!» – ответил тот. «Я император Феодосий». Монах молча поклонился царю. Царь сказал ему: «Я царь и от царя рожден, но поверь мне, никогда в жизни не ел так сладко, как сегодня у тебя». – «А знаешь ли, отчего это? – спросил старец. – Оттого, что мы, монахи, всегда готовим пищу с молитвой и благословением, посему и плохая пища у нас обращается в сладкую. У вас же приготовляют пищу с многими трудами, но благословения (от Бога) не испрашивают. Потому и вкусная пища [у вас] становится пресной».
Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3