Рассуждение Имеющий разум разумевать – да разумеет

Рассуждение Имеющий разум разумевать – да разумеет

Притча старца Варлаама. У одного человека было три друга: двоих он искренно любил, а третьего тоскливо избегал. Случилось, что царь вызвал того человека, чтобы отдал он долг. Обратился он за помощью к первому другу, но тот отказал ему и ушел. Обратился ко второму, но и тот ему не помог. Со стыдом обратился он к третьему – и тот с радостью пошел с ним к царю.

Толкование: первый друг – богатство, второй – родственники, а третий – добрые дела человека в міре сем. Царь – это Бог, устами смерти рассылающий извещения и требующий отдачи долга. Человек, умирая, просит помощи у своего богатства, но оно оборачивается к нему [спиной] и в одночасье переходит в руки другого хозяина. Тогда обращается он к родственникам, но те лишь провожают его одиноко [шествовать в мір иной], а [сами] остаются [на земле]. Тогда начинает он думать о своих добрых делах, которые нехотя он творил, и они тотчас отправляются вместе с ним в путь, чтобы предстать Царю и Судии.

Имеющий уши слышать – да слышит. Единственные провожатые души на тот свет суть дела человека, будь то добрые или злые. Всё, что было человеку мило и дорого, отворачивается от него и покидает его; и только дела его, все до единого, идут вместе с ним. Имеющий разум разумевать – да разумеет.

Источник: Творения святителя Николая Сербского (Велимировича) / пер. с серб. Сергей Фонова. - Москва : Паломник, (ПФ Красный пролетарий). / Т. 4: Охридский Пролог: январь, февраль, март. - 2008. - 431 с.; ISBN 5-88060-146-3

Наверх