Расслабленный

Расслабленный

В порядке евангельских чтений святая Церковь в нынешний воскресный день предложила нам повествование об исцелении Спасителем расслабленного в Капернауме. Это евангельское чтение предлагается верующим дважды в году. Уже одно это обстоятельство показывает, сколь назидательна предлагаемая священная повесть и как важно для христианина остановить на ней свое внимание.

Владыка Христос являет над немощным человеком двойную милость - дар прощения грехов и дар исцеления.

Все Евангелие наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Божия по отношению к бедствующим и заблуждающимся людям, и там же возвещается, что главной причиной почти всех болезней, бед и несчастий бывают грехи, это величайшее зло, несчастье рода человеческого, этот корень всех зол и самого великого зла - смерти, временной и вечной. Потому-то Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую грехами душу, а потом уже тело. “Чадо, - говорит Он расслабленному, - прощаются тебе грехи твои” (Мф. 9, 2). А это значит, что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них, прося у Бога прощения и оставления. Плотские страсти порабощают, оскверняют, удаляют душу от Бога и в конце концов часто приводят нас не только к болезни, но и к гибели.

Чтобы понять величие дара расслабленному - прощение Господом грехов его, уясним себе еще раз, какое несчастье и какая пагуба для человека есть грех. Грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4), т. е. нарушение Божьего закона, данного человеку, и прежде всего, закона любви к Богу и ближнему; восстание против Бога, Его величия и святости, неповиновение Ему и сочетание с диаволом, зачинщиком всякого греха; восстание человека грешника против себя, своей души и тела, против совести. Грех есть искажение в нас образа Божия. Грех есть нечистота, прелесть вражия, постыдный плен, скорбь и адская тьма, нравственный хаос, расслабление душевное и телесное, вольный и страшный недуг и, если грешник не раскается, - окаменение сердца и смерть.

Грех подвергает нас смертельным болезням и бедствиям не только потому, что он есть нравственное зло, но и потому, что удаляет нас от Бога, источника жизни и добра, с удалением Которого, по словам пророка, все мятется, умирает и в персть свою возвращается (Пс. 103, 29). Грех влечет за собой праведный Божий гнев и возмездие. Возмездием же за грех, по закону правосудия Божия, обыкновенно бывает смерть (Рим. 6, 23). Потому апостол восклицает: горе и беда всякой душе человека, делающего зло (Рим. 2, 9).

Когда Сын Божий уничтожил главную причину болезни расслабленного - простил ему грехи, то естественно должна была прекратиться и болезнь этого человека - он выздоровел. “Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха” (Пс. 31, 1-2).

Почему же Господь исцелил расслабленного и за что? - За веру носильщиков и его самого: “Видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои; встань, возьми постель твою, и иди в дом твой” (Мф. 9, 1-7; Мк. 2, 1-12). Вот что значит вера. За одну веру - избавление от скольких зол. Имейте же веру Божию, призывает нас слово Божие, если же кто не имеет, то пусть просит ее у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему (Иак. 1, 5).

С верою - блаженна жизнь. Имея веру, человек избавляется от грехов и удостаивается Божественного мира. Вера есть неоценимое, нетленное сокровище небес. Кто верует, тот живет во свете, тот старается жить свято, - всячески бережется греха, если же согрешает по немощи, то немедленно приносит Богу покаяние.

За покаяние и веру в искупительные страдания Господа нам даруется прощение грехов, а вместе с этим - забвение прошлого, облегчение совести, бодрость, подъем духа для большего нравственного восхождения. Тогда появляется сознание особой нравственной силы и уверенности: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе”, - говорит Апостол (Флп. 4, 13).

Верою в Бога и искренним к Нему обращением надо врачевать свою грехами расслабленную душу и тело. Только видя веру нашу, Милосердный Господь скажет: “Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои, встань... и иди” (Мф. 9,  2, 7).

Аминь.

Наверх