Расслабление духовное. Слово в неделю 6-ю по Пятидесятнице. 1908 г.

Расслабление духовное. Слово в неделю 6-ю по Пятидесятнице. 1908 г.

Святое евангелие рассказывает нам сегодня о великом чуде Спасителя нашего (Мф. 9:1–8): «Иисус прибыл в Свой город (Капернаум); и вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: «дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои». При этом некоторые из книжников сказали сами в себе: «Он богохульствует». Иисус же, видя помышление их, сказал: «Для чего вы мыслите худое в сердцах своих? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И совершилось по слову нашего Господа.

Есть, братие, иное расслабление, и мы его все видим, это – общее духовное расслабление людей, падение жизни и всего в ней доброго, всякое неустройство и непорядок, всякие страдания и лишения.

Есть, братие, и врачи нестроений общественных, или, по крайней мере, так себя именующие: это современные нам мудрецы, в полном смысле книжники, которые в разрешении вопросов человеческой жизни не хотят слушать ни голоса веры в сердце, ни голоса опыта и истории в самой жизни. Они предлагают наперебой подсказанные отвлечённой книжной мудростью самые различные средства исцеления недугов жизни. Одни настойчиво говорят о необходимости поднять просвещение; другие указывают на необходимость перестроить так называемые экономические отношения людей; иные горячо проповедуют о недостатках государственного нашего строя и в увлечении воображают, что стоит только ввести предлагаемую ими систему управления, то не будет тогда даже холеры и болезней; иные идут прямолинейно к цели и, полагая счастье людей только в том, чтоб у каждого было жилище, корм и питьё, предлагают перебить начальствующих лиц, истребить и ограбить богачей, разделить всё поровну. В каждом из этих основных течений мысли современных нам книжников и мудрецов мы видим, сверх того, свои различия, свои оттенки: как всегда, врачи разногласят между собой в лечении болезней общества так же, как и при лечении одного человека. Ужас берёт при мысли: что будет, если каждый из них и все вместе станут применять к жизни нашей свои меры? Не случится ли с нами того, что, по старинному сказанию, было с деревом, которое взялись воспитывать три садовника, и один велел срезать у него верхушку, другой посоветовал обрубить средние ветви, а третий – нижние? И вышло, что дерево, кое-как до того времени жившее, сразу погибло...

Люди веры, сыны Церкви всегда и неизменно знают, у кого и где им искать спасения и указания целительной силы. В тяжкие времена, когда испробованы все средства, – в сознании бессилия, и люди неверия приходят к Тому же Целителю душ и телес, навеки рекшему: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). В настоящее время мы переживаем такой именно момент: ко Христу, к Его Церкви обращается расслабленный род людской в жажде исцеления. От Христа же и Его Церкви люди опять слышат, раньше слова об исцелении телесном, напоминание о необходимости исцелиться духовно: «прощаются тебе грехи твои», слышат указание, что надобно, прежде всего, людям устранить причину расслабления – грех.

Да, христианство с особой настойчивостью учит, что грех есть корень всех несчастий, что грех отравляет всю жизнь, что грех есть первый, главный и самый страшный враг наш, с которым нужно бороться. Христианство учит, что, не исцелившись от греха, мы не можем ни создать новой доброй жизни, ни упорядочить старой, пришедшей в расстройство.

Слушают это слово современные книжники, – и жестоко оно, неудобоприемлемо оно для их гордого разума, так что надлежит и им сказать словом Христовым: «для чего вы мыслите Иудой в сердцах ваших?»

В самом деле, разве не грех во всех его видах и проявлениях губит и поражает нестроениями всю жизнь людей: личную, семейную, общественную, государственную? Позвольте привести вам поучительный в этом смысле рассказ.

Художник хотел изобразить доброго, светлого, чистого ангела, хотел дать в картине, в образе воплощение мира небесного, мира лучезарной и несказанной красоты, хотел, чтобы всякий, посмотревший на это изображение, чувствовал подъём духовных сил, веры в добро, в чистоту и святыню. Раз в церкви встретил он ребёнка с таким чудными лицом, с такими ясными, невинными очами, что его именно решил он взять за образец для задуманного творения. И картина получилась превосходная; все на неё заглядывались, все как бы становились лучше и чище, когда любовались чудными ангелом.

Много лет прошло с тех пор. На склоне лет захотел художник усилить впечатление от своей любимой картины и рядом с ней поставить для противоположности изображение духа тьмы, духа злобы, воплощение греха и порока, чтобы путём сравнения показать безмерную красоту святыни.

Случайно посетив тюрьму, он увидел лицо одного закоренелого преступника; на совести этого злодея, сверх пьянства, разврата, воровства, лежало немало убийств. Его лицо отталкивало; оно было тёмно и мрачно, как у духа злобы. Художник решил с него именно писать задуманную картину; он разговорился с преступником; что-то странно знакомое ему чудилось в лице его. И что же оказалось? Злодей, с которого художник писал изображение демона, оказался тем самым ребёнком, с которого он некогда писал ангела...

Так грех искажает человека. Так грех искажает и человечество.

Страшнее всего то, что грешник часто не только не замечает своей духовной болезни и проказы, но считает себя совершенно здоровым; не только не уклоняется от воздействия на других людей, напротив, желает взять общественную жизнь под своё руководство; не только не считает грех злом и несчастьем, но, наоборот, грех именно и почитает добродетелью и счастьем. Не подавляя греха в себе самом, он не осуждает его и в других, умалчивает о нём, даже восхваляет грех, и тем способствует его укреплению и распространению.

Присмотритесь к нашей теперешней жизни. Все теперь осознают, говорят и пишут, что в жизни общественной и государственной много нестроений, много беспорядков и несчастий, которые грозят нашей родине погибелью. И, как мы уже говорили, много является учителей, которые берутся за исправление непорядков, которые обещают водворить счастье и довольство в нашей жизни. О чём же они большей частью говорят? Обо всём и о многом, кроме того единого, о чём больше всего нужно говорить. Они бранят правителей; они ищут и указывают виновных в наших непорядках; они возбуждают к ним злобу и ненависть; они будят зависть к людям богатым и стоящим высоко в обществе и государстве. Об одном они молчат: о грехе человеческом. Молчат о том, что мы все, и высоко и низко стоящие, и богатые и бедные, погрязли в пороках, что злоба, ненависть, зависть, возбуждаемые такими устроителями общественного блага, это – страшные грехи, которые не исправят жизни, а погубят и наполнят её кровью, принесут погибель родине. Они, конечно, справедливы, когда говорят, что грех делает людей, стоящих у власти, дурными и нечестными, а людей богатых – жестокими и злыми. Но они неправы, когда умалчивают о том, что тот же грех делает крестьянина пьяницей и ленивцем, ремесленника – нечестным и неисполнительным, подчинённого – грубым и ослушником, бедняка – завистливым, вором и погромщиком чужого добра. Молчат они о том, что грех и порок разрастаются со страшной силой, переходят, как зараза, и нечистым гниением, как проказа в теле, поражают всю жизнь нашего народа. Молчат о том, что всем нам, прежде всего, нужно очиститься душевно, раскаяться в грехах всенародным покаянным подвигом, постом и молитвой исцелиться от духовной проказы, что без такого исцеления – всё погибло и ничто не пойдёт впрок. Что для расслабленного прекрасная пища, одежда и жилище? Всё равно, это не исцелит его болезни, не порадует его сердца, не отвратит грядущей гибели. Что для него, прикованного к постели, роскошное и обширное жилище? То же самое и для общества людей, погрязшего в грехе; над ним стоит вечный приговор: нет радости у нечестивого.

Благодарение Богу, – от греха возможно исцеление. Расслабленного исцелила чудодейственная сила Спасителя. И нас от греха вечно исцеляет та же Его чудодейственная сила. «Шедше покажитеся священником», – сказал Он некогда прокажённым (Лк. 17:14). И мы слышим от Него и теперь тот же вечный голос. Пойдём же в Церковь Божию. У неё получим указание на грех; от неё услышим обличение и научение. Она призовёт нас к миру, любви и единению, она учением Христа и Его благодатью смягчит сердца и властных и подчинённых, и богатых и бедных, и обидчиков и обиженных; она всем укажет, что корень всех наших несчастий есть грех. И она, властью, от Бога данной, сделает то, чего не может сделать никакая иная сила в мире, ни учёность, ни талант, ни общественный строй, – она простит нам грех, чрез это обновит и поднимет наши духовные силы и призовёт к жизни новой – святой и богоугодной.

Самая опасная та болезнь, которую больной не осознаёт и не замечает. Сознаем же, прежде всего, нашу греховность, как самую тяжкую нашу болезнь, и на неё, на борьбу с грехом, живущим не в других, а в себе самих, обратим всё наше внимание и все духовные силы!

Я рад, я счастлив, что мне приходится говорить об этом предмете среди людей русских и православных, способных понять и принять эту мудрость веры, сознательно, намеренно, с особой настойчивостью говорящих о своей преданности православной Церкви. Изыскивая способы оздоровления жизни, не забывайте, возлюбленные, первого и главного: борьбы с грехом.

Возглашая о преданности православию, берегитесь, дорогие друзья, берегитесь воззрения на православие, только как на один из догматов политического исповедания, как на условие крепости государства: увы, мы знаем людей, которые при таком воззрении, говоря постоянно о православии, на деле целыми десятками лет не молятся и не говеют. Нет, православие есть, прежде всего, истина, православие есть, прежде всего, жизнь, православие есть сила Божия во спасение верующему, православие есть Церковь истинная и святая, источник благодати, восполняющий нашу естественную немощь, православие есть путь личного спасения для каждого из нас. И не потому оно истинно, что полезно, а потому полезно, что истинно, потому оно и составляет крепость государства, и обращает царство человеческое в царство Божеское, а народ из политического тела обращает в то великое Тело, которое есть Церковь Божия, а в ней Глава – Христос.

С такой Главой нам не страшно будет никакое расслабление.

Горе нам, если мы о том забудем. Обязуюсь сказать и заявить, и имеем неопровержимые на то доказательства, что в настоящее время еврейско-масонская сила, – для вас, братие, не составляет вопроса её существование, – дала теперь приказ всем своим нечестивым служителям в России с особенным упорством ниспровергать православную Церковь и подрывать уважение к её священству. И видим грядущее чествование Толстого, видим усилившуюся порнографию с прямым глумлением над верой, над святыми, над уважаемыми пастырями. Союзам, стоящим за веру православную, надобно это иметь в виду, принимать меры к обнаружению замысла нечестия и бороться с ним.

Нынешнее евангелие начинается словами: «Пришёл Иисус в Свой град». Таким градом назывался Капернаум. Таким градом, Своим для Господа Иисуса, был и останется православный русский народ, воспитанный святой Церковью, – народ великий в сознании греха, великий в своём смирении и покаянном чувстве, великий в своей преданности Христову слову, Христовой Церкви и её пастырству.

Да не будет же с нами по образу древнего Капернаума, о коем пророческое слово Господа Иисуса Христа изглаголало нечто страшное и ужасное: «И ты, Капернауме, до неба возвысившийся, до ада низринешься!» (Мф. 11:23). На развалинах этого города, покрытых пылью веков и заросших травой, мы видим теперь, как до конца исполнилось это грозное слово.

Нашему же граду Божию, народу свято-русскому, да будет в удел неизменная преданность православию, как вере и житии по слову Христову, и изречение Господне: «Вышний основа его, не подвижится во веки веков». Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх