Радости о Господе
Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего
(Пс.36:4).
Сердцу человека, созданного для счастья и блаженства, естественно стремиться к этому счастью, и нет человека, сердце которого не желало бы этого. Но как редко бедное сердце находит себе удовлетворение, когда оно ищет его только на земле!
Желал бы я видеть, дорогие сестры, такого человека, который без лести и обмана мог бы дать вам то, чего желает ваше сердце. Правда, в наше лукавое время немало появляется таких «благодетелей», которые много обещают в этом отношении лицам вашего пола, но никогда не исполняют своих обещаний. Единственный успех их в том, что они вместо счастья создают им несчастье и вместо довольства возбуждают в них чувства недовольства. Посмотрите на юных, неопытных девиц, имевших неосторожность последовать голосу их прельстительных речей, и скажите, довольны ли они или недовольны, счастливы или несчастны, разумны или неразумны?
Что же касается вас, дорогие сестры, скромные насельницы Марфо-Мариинской обители, то, хорошо зная цели, задачи и направления ее, я уверен, что вы не хотите принадлежать к числу тех неразумных девиц, которые верят всякому слуху, всякому прельстительному обещанию, но ищете своего счастья там, где его не обещают только, но и на самом деле дают.
Но будет ли достигнута эта цель, это, конечно, будет зависеть от того, сумеет ли каждая из вас примениться своим сердцем и сделать его усладою и утехою Того, о Коем псалмопевец говорит сейчас, что Он даст вам то, чего желает сердце ваше. Утешайся Господом, говорит он, и Он исполнит желания сердца твоего. Здесь устами псалмопевца говорит Сам Бог. А что обещает Бог, то Он, без сомнения, и исполнит, и я вышел сейчас на эту церковную кафедру затем, чтобы засвидетельствовать, что это – слова не какого-нибудь мечтателя, не слова лести и обмана, а взятая из жизни непреложная истина.
В самом деле, как много в жизни встречается женщин и девиц, у которых, по-видимому, всё есть, чего по человеческому понятию может пожелать их сердце (и здоровье, и материальное обеспечение, и высокое положение), и которые, однако ж, не чувствуют полного удовлетворения, а ищут всё большего, – а у других, напротив, многого недостает, чего можно бы им пожелать, и однако они чувствуют себя вполне довольными и живут так счастливо и спокойно, что ничего больше не желают.
Отчего это? Оттого, что одни ищут свое сокровище и утешение в мире, который никогда не дает того, чего желает сердце, а другие – в Господе, Который один только может дать их сердцу полное удовлетворение.
Итак, любезная сестра, имеешь ли ты то, чего желает твое сердце? Знаешь ли ты Того, Кто может это дать тебе? О, конечно знаешь, – но любишь ли Его всей полнотой любви твоей? Ибо не одно и то же знать только или всем сердцем любить Его.
Немало есть девиц, которые знают, например, нашу Марфо-Мариинскую обитель милосердия, считают ее очень разумным и полезным учреждением, но не идут в нее, предпочитая другие, более веселые учреждения. Есть много людей, которые Библию считают хорошей, важной книгой, но какая-нибудь повесть или роман читается ими с большей охотой. Есть много людей, которые высоко ценят Господа Иисуса, никогда не дозволяют себе говорить что-нибудь против Него, и однако же в их сердце нет тяготения к Нему, – они не находят радости и утешения в Господе.
Чтобы быть истинной христианкой не достаточно знать только Христа, внешне только исполнять Его учение – для этого нужно находить в Нем удовольствие, тяготеть к Нему своей любовью, желать Его, как желает елень на источники водныя (Пс.41:1). Имеешь ли ты, сестра, такую любовь? Может быть, ты, если хочешь быть честной, должна будешь сознаться, что такого горячего чувства ко Господу у тебя еще нет и что то отношение, в каком ты сейчас находишься к Нему, хотя и не заключает в себе ничего дурного, как думаешь ты, но всё же есть отношение холодное и равнодушное? А если так, то можно ли на этом остановиться и успокоиться? О, я думаю, дело это есть дело такой важности, что о нем следует подумать посерьезнее. Когда люди страдают отсутствием аппетита, тогда спешат они к врачу и просят его исследовать, не таится ли за этим какая-нибудь опасная болезнь. Не следует ли и тебе обратить внимание на отсутствие алчбы и жажды правды и посерьезнее подумать, где причина твоего равнодушия ко Господу? А потому позволь мне предложить тебе несколько предварительных вопросов, как это делает и телесный врач, прежде чем определит, где гнездится болезнь.
1. С кем предпочитаешь ты иметь сообщество, с здоровыми или больными людьми? С теми ли, которые заботятся о едином на потребу – о спасении души своей и делают только то, что угодно Богу, или с теми легкомысленными миролюбцами, которые главным вопросом жизни делают вопрос, как бы поудобнее устроить жизнь свою и повеселее провести время?
2. Знаешь ли ты Господа лично, поддерживаешь ли постоянное общение с Ним в молитве? Составляет ли молитва потребность твоего сердца или, может быть, она служит тебе в тягость? В таком случае, что удивительного в том, что ты Ему делаешься чуждой. Если ты прерываешь общение с подругой, то, конечно, делаешься чрез это чужой для нее, и вашей дружбе нисколько не поможет, что вы будете воображать себя друзьями. Но я думаю, что есть и еще причины, отдаляющие тебя от Спасителя, потому продолжаю свои вопросы.
3. Может быть, ты любовь свою хочешь разделить пополам между миром и Христом? Но помни, что двум Господам, Богу и мамоне, служить нельзя (Мф.6:24). Кто любит мир, в том нет любви к Богу (1Ин.2:15). И как много, по свидетельству опыта, погибло людей оттого, что они хотели служить и Богу, и миру. До тех пор, пока ты не возненавидишь грех и не захочешь освободиться от него, ты не приобретешь надлежащей любви к Богу. Но при этом ты скажешь, может быть: «Почему ты думаешь обо мне, что я не хочу освободиться от грехов? Поверь, что я хочу и очень хочу этого!» – В самом деле? И отрешиться от всех грехов или только от большей части их? Ах, как часто терпят крушение все благие намерения оттого, что хотят отстать почти от всех грехов, но не решаются объявить войну одному какому-нибудь, особенно любимому греху, не хотят расставаться с одной какой-нибудь страстью, как своим кумиром. В этом случае напрасна и безуспешна бывает борьба и с другими грехами.
Припомните ту историю израильского народа, когда по разрушении Иерихона он посвятил всю свою добычу Господу и когда один из народа удержал для себя часть этой добычи. Следствием этого было то, что весь народ потерпел поражение от грехов. Когда же он воззвал ко Господу, то Господь отвечал: «Проклятие лежит на тебе, Израиль, а потому и не можешь ты справиться с твоими врагами». То же бывает и в нашей духовной жизни. Когда не хотим мы отдать Господу всего своего сердца безраздельно, а часть его удерживаем для своего кумира, тогда безуспешна бывает борьба наша и против других грехов. Ибо в этом случае враг наш сидит еще в своей крепости. Грехи, с которыми мы не хотим сделать расчета и в коих не хотим раскаяться, грехи не прощенные, не изглаженные покаянием, это то же, что чуждые тела в организме телесно больного. Как эти последние препятствуют процессу выздоровления тела от болезни, так и любимые грехи делают бессильными все средства врачевания больной души.
И только с того момента, когда ты перестаешь любить грех и прерываешь с ним всякую связь, с этого только момента начинается твоя радость о Господе. Только с того момента, когда совлекаешься ты, по слову Божию, ветхого человека и облекаешься в нового (Кол.3:9–10), начинается твоя новая, счастливая, полная радости и удовольствия жизнь. И какая чудесная перемена происходит в тебе с наступлением этой жизни! Теперь не только вокруг тебя всё принимает совершенно другой вид, но и сердце принимает совсем другое направление. Наши взгляды и суждения, наши желания и вожделения, наш вкус и расположение – всё теперь делается совсем другим. То, что прежде меня так интересовало и привлекало, теперь стало для меня безразличным; где любил я проводить время, туда теперь меня не тянет; с кем вел близкое знакомство, от тех стал я отдаляться; книги и картины, которые так сильно привлекали мое внимание, теперь отброшены в сторону, между тем как книга Библии, которая ранее казалась мне неинтересной и скучной, приобрела теперь в моих глазах особую прелесть и обаяние. О, какой резкий переворот, как всё изменилось! Что доставляло мне удовольствие, к тому чувствуется теперь отвращение, и что было противно, то стало приятным.
Позвольте мне рассказать вам одну историю, которая может иллюстрировать нам эту чудесную перемену в жизни тех, которые приобрели радость о Господе.
По улице одного столичного города шла однажды некая актриса. Как бы случайно глаза ее упали на одну молодую больную девицу, которая при входе одного дома сидела в кресле, не имея возможности ходить. Следуя внушению своего сострадательного сердца, она подошла к юной пациентке, чтобы двумя-тремя приветливыми словами ободрить и развлечь ее; но каково было ее удивление, когда она заметила в глазах ее не скорбь, а глубокую радость. После продолжительного разговора с больной она отошла от нее в глубоком раздумье, но отошла с тем, чтобы вскоре снова возвратиться. Какая-то неудержимая сила влекла ее к этой юной душе, которая так тяжело была больна и в то же время так счастлива. В течение нескольких дней она приходила сюда для бесед с больной, которые привели ее к вере во Христа. Перемена, которая произошла теперь с нею, не могла быть незамеченной в семье ее и возбудила целую бурю негодования и протестов. Ее отец был во главе очень любимой публикою труппы, а она первой ее артисткой. Всё было пущено в ход, чтобы разубедить певицу. И бедная девушка, несколько поколебавшись, продолжала некоторое время появляться на сцене. Но потом в ней все-таки созрела окончательная решимость переменить свой образ жизни. В один вечер, в который она должна была пропеть одну арию по назначению, она вышла на сцену в совершенно простом одеянии. Как любимица публики, она показалась в этом костюме еще симпатичнее, и гром рукоплесканий раздался в театре. С напряженным вниманием все ждали арии. Но вместо арии она запела канту, содержанием которой было отречение от мира и решимость следовать за Агнцем – Христом. При гробовой тишине закончила она свое пение, за которым неожиданно последовал взрыв всеобщего одобрения. Это одобрение было не чем иным, как невольным голосом христианской совести, которая говорила: «Она хорошо и правильно поступила, так должны делать и мы».
Какая великая разница между прошлым и настоящим этой девицы. Ту блестящую карьеру со всеми ее преимуществами и выгодами, которую обещало ей дальнейшее положение, она отвергла, чтобы приобрести Христа. В Нем нашла она то счастье, то неоценимое сокровище, о котором она до сих пор ничего не знала и которое впервые узрела в глазах той больной девицы. Да, это поистине чудесный переворот. В этом чудесном образе новой жизни заключается ключ для разгадки и того чудного, не совсем понятного для плотского человека слова, которое положено в основу нашей беседы: Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Ибо то сердце, которое имеет свое сокровище, свою усладу и утешение в Господе, ничего уже не пожелает, чего не желает Он. Так делаются счастливыми люди. Хочешь ли и ты, сестра, быть счастливой? – Сделай своей усладой и утешением Господа, и Он даст тебе то, чего желает твое сердце.
О, даруй, Господи, чтобы наша Марфо-Мариинская обитель милосердия всё более и более привлекала и воспитывала в своих стенах таких людей, которые на этом пути делаются счастливыми, и послужила бы зерном и для других таких учреждений! Аминь.
Слово сказано в Марфо-Мариинской обители милосердия 23 октября 1911 года. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1911. № 45. С. 1905–1908.