Пятый день. Поучение 1-ое. Препод. Марк Афинский

(О путях жизни – широком, ведущем в ад, и узком, ведущем в жизнь вечную).

I. Св. препод. Марк афинский, память коего совершается ныне, был чудный подвижник. Он подвизался в пустыне Ливийской, на горе Фраческой. Вот как сам он рассказывал о своей жизни св. старцу Серапиону, которого Бог прислал к нему в последний день его жизни: «95 лет я живу в этой пустыне, и не видал ни человека, ни зверя, ни птиц и никаких животных. Первыя 30 лет были особенно тяжелы для меня: одежды я не имел и страдал то от холода, то от зноя; голод утолял иногда землею, а жажду – морскою водою; одинокое и безлюдное место наводило на меня тоску и томление; не раз переносился я мыслию в мир, со всеми его удобствами и удовольствиями. Но больше всего я страдал от бесов: ни днем, ни ночью они не давали мне покоя, грозя меня убить, утопить в море или разорвать на части. После 30-ти лет я удостоился великой Божией милости: плоть моя изменилась, на теле у меня выросли волосы, которые защищали от холода и зноя, начала ниспосылаться мне пища, ангелы стали посещать меня». – «Есть ли ныне в мире святые с такою чудодейственною верою, что, по слову Христову, могли бы передвигать и горы с своих мест?» спросил Марк Серапиона после того, как он рассказал ему свою жизнь. И при этих словах Фраческая гора двинулась с места и пошла в море. Тогда святой остановил ее. Марк пригласил Серапиона помолиться, затем сказал: «велик для меня нынешний день, ибо душа моя разлучается от тела и идет в обители небесныя». При этом послышался с неба голос: «принесите Мне из пустыни верного Моего раба, совершенного христианина. Иди и почий, Марк», и Марк испустил дух. Серапион видел душу его, возносимую ангелами на небо.

II. Мы видели, братия, что преподобный Марк афинский избрал не широкий путь жизни, состоящий в потворстве своей чувственной природе и служении страстям, в праздной и грешной жизни, но узкий, соединенный с голодом, холодом, трудами, пощениями и бдениями. И этот путь, как мы видели, привел его в царствие небесное, тогда как другой неизбежно должен был бы привести его на место вечных мучений.

Пути, по которым совершает человек свое странствование на земле, представляются многочисленными и разнообразными, как разнообразна самая деятельность человеческая. Но, судя по свойству этих путей, их собственно два: один – путь греха и порока, другой – путь добродетели.

а) Первый путь называется в евангелии широким (Мф.7:13). Он привлекает к себе людей благами и сокровищами земли, обольщает удовольствиями, манит всем тем, что льстит чувственности и нашему испорченному сердцу. По этому пути идут все, которые любят давать простор своему разуму в делах самой веры, не хотят подчинять его Божественному откровению и «пленить в послушание Христово» (2Кор.10:5); все, которые дают простор своим страстям и своей воле, свергая с нея «благое иго» заповедей Христовых (Мф.11:30); все непокоряющиеся св. церкви и ее уставам, неповинующиеся предержащим властям, противящиеся своим родителям. На этом пути находятся и «блудницы», и «прелюбодеи, и сквернители», и «лихоимцы», и «татие», и «пьяницы», и «досадители», и «хищницы» (1Кор.6:9 и 10). Здесь сластолюбцы, «имже Бог чрево» (1 Фил. 3, 19), и соблазнители, «прельщающие души неутверждены» (2Петр.2:14), и клятвопреступники, и убийцы, притеснители вдов и сирот. Здесь не только явные нечестивцы, но и все фарисействующие христиане, которые часто восклицают: «Господи, Господи» (Мф.7:21), и стараются иметь «образ благочестия», на самом же деле «отвергаются силы» его и божественную «истину содержат в неправде» (2Тим.3:5,Рим.1:18). Вообще путь так просторен, что помещает всех грешников, как они ни безчисленны на земле и даже в самом христианстве.

б) Другой путь есть путь тесный (Мф.7:14), по множеству препятствий, которые встречаются на нем, трудностей, которые должно преодолеть, жертв, какие неизбежно принести. Чтобы вступить на этот путь, необходимо «отвергнуться себе» (Мк.8:34), «покаяться» во всех своих грехах (Мф.3:2), «умертвить уды» и все порочные привязанности наши, «яже на земли» (Кол.3:5). Чтобы идти по этому тесному пути, надобно стеснить, ограничить, смирить себя во всем: подчинить свой ум вере Христовой, волю – закону Божию, сердце – обетованиям евангельским, всю духовную деятельность – руководству православной церкви. Надобно вести непрерывную брань со врагами нашего спасения: миром, плотию и диаволом, и для того, в полном всеоружии Божием, постоянно «трезвиться и бодрствовать и молиться всякою молитвою на всякое время духом» (1Петр.5:8,Еф.6:10-18). Надобно благодушно, с христианским мужеством переносить многия скорби, напасти и всякого рода гонения, которыми усеян этот путь от начала до конца (2Тим.3:12). Надобно быть готовым прощать все обиды, любить самых врагов наших, благословлять клянущих нас, добро творить ненавидящим нас, молиться за творящих нам напасть (Мф.5:44).

Кто же идет по этому пути? Увы, «мало их есть, иже обретают его» (Мф.7:14): по нем идут только одни истинные последователи Иисуса Христа, Который «вместо предлежащия ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив». (Евр.12:2), крест самоотвержения и послушания воле Божией, крест бедствий и скорбей, и «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти» (Фил.2:8).

III. Теперь, братие, можете каждый сами определить, кто из вас куда идет. Если вы шествуете путем широким: то знайте, что он, по слову Спасителя, «ведет в пагубу» (Мф.7:13), – туда, где червь не умирает и огнь не угасает (Мк.9:48), где будет «мука вечная» (Мф.25:46), «плач и скрежет зубов» (Мф.8:12) и где не дастся грешникам ослабы и покоя «во веки веков» (Апок.20:10). Если же вы находитесь на тесном пути: радуйтесь и благодарите Господа: путь сей ведет «в живот» (Мф.7:14), ведет ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, где нет «ни плача, ни вопля, ни болезни, ни смерти» (Апок.21:4), а откроется для праведников вечное блаженство (Евр.9:15) и вечная слава (2Кор.4:17).

Но идти, по своей воли идти во огнь вечный, к своей вечной погибели, и лишиться, добровольно лишиться вечных благ, предлагаемых нам на небеси – кто не содрогнется при одной мысли об этом?

О, остановитесь, грешники, на своем широком пути и образумьтесь! Как ни далеко вы ушли, вы еще можете возвратиться назад и вступить на тесный путь добродетели. Как ни многочисленны и тяжки ваши грехи, – покайтесь: «кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7). Как ни слабы ваши нравственные силы, – молитесь: «сила Божия в немощи совершается» (2Кор.12:9), и Отец небесный «даст Духа просящим у Него» (Лк.11:13). А благодатию Св. Духа, при вашей вере и христианских подвигах, «обильно приподастся вам» и «вход в вечное царство Господа нашего» и «Спаса Иисуса Христа» (2Петр.1:11). Аминь.

                                                                                                                                                                                                        11 апреля 1896 г



Наверх