Пятый день. Поуч. 1-ое. Св. муч. Конон градарь

(И в миру можно спастися).

I. Св. Конон градарь, память коего совершается ныне, пострадал в 3-м веке, в царствование Декие (249–251). Родился он в Назарете галилейском; отсюда впоследствии переселился в памфилийский город Мандон и занимался здесь возделыванием огородов. От занятия получил и название градаря (огородника). Это был человек незнакомый с книжным учением, но добрый, незлобивый и простосердечный, и этими качествами благоугождал Богу. Правитель той области, Публий, узнав о нем, потребовал его к себе и заставлял принести жертву идолам. Конон решительно отказался от этого и смело стал исповедывать веру в Иисуса Христа. Тогда подвергли исповедника мучительным пыткам, от которых он и скончался с молитвою к Богу.

II. Мы видели, братия, что св. мученик Конон был простой мирянин, не книжный, земледелец, занимавшийся огородничеством. Но ни постоянное обращение с миром, ни ежедневные труды его по обработыванию огорода не препятствовали ему угодить Богу, Который прославил его венцем мученическим. Это показывает нам, братия, что Богу угодить можно везде, как в пустыне, обителях, так и в семье и миру. Поэтому не основательны суждения некоторых, будто в миру трудно спастись, что для этого нужно идти в пустыню или уединенные монастыри.

а) Приведем свидетельство о сем св. Иоанна Златоустаго. «Место не спасет нас, говорит св. Златоуст, а спасет всецелая преданность нашей души Богу. Нет пользы ни от высокого сана, ни от святости места тому, кто не исполняет заповедей Божиих. Какое место прекраснее рая, из коего изгнан был Адам, после преступления заповеди? Что же постыднее гноища, на котором сидя Иов сохранил заповеди Божии и вселился в рай? Саул был в сане царском, но и настоящую жизнь погубил, и будущей не получил. Напротив, Лот был между содомлянами, людьми беззаконными, но исполнил заповеди Божии и спасся. Иной прославился в нищете, как Илия; иной в богатстве, как Авраам. Иов заботился и о жене, и о детях, и о доме, и спасся, а Давид прославился и будучи царем, и порфира и корона не развлекали его».

б) Далее тот же св. отец приводит несколько примеров святых, живших в миру и тем не менее спасшихся. «Хочешь ли видеть, говорит он, спасаются ли в воинском звании? Смотри на Корнилия. Спасаются ли домоправители? Смотри на евнуха ефиоплянина. Припомни, что Iосиф, и находясь в рабстве, сохранил добродетель, а Даниил и три отрока – в плену и прославились. Ничто не может препятствовать добродетели, и если кто говорит, что нельзя спастись в миру, с женою и детьми, такой безумно обольщает сам себя. Нет, везде примет нас Бог, если заповеди Его исполняем. Место никого не спасет и не осудит, а осудят и спасут нас дела. Не отчаяваемся же, братие, хотя мы и в миру живем, но, согрешив, да прибегаем с покаянием к Богу, и будем милостивы и щедры к бедным, благотворя им от избытка нашего. Давай сам от себя своею рукою; это весьма полезно для души. Только старайся творить милостыню свою в тайне. Не презирай близких тебе по родству. Прежде домашних твоих и родных освободи от печали, а потом твори милостыню другим – чужим. И сподобишься сам милости от Бога».

К этим примерам присоединим другие. Много было лиц, в миру поживших и Богу угодивших: таковы Богоотцы Иоаким и Анна, Захария и Елизавета, богоприимец Симеон и Анна пророчица, Филарет милостивый, св. безсребренники, благоверные цари и царицы, князи и княгини, а также и многие благочестивые миряне.

III. В заключение приведем совет св. Иоанна Лествичника одним мирянам. Когда к этому подвижнику пришли миряне, мало заботившиеся о своем спасении, и хотели извинить свою порочность и нерадение такими словами: «каким образом можно вести жизнь подвижническую нам – при наших женах и заботах общественных, которые опутывают нас подобно сетям?» Св. Иоанн ответствовал: «делайте те добрыя дела, какие можете; никого не злословьте, не крадите, ни на кого не клевещите; ни пред кем не превозноситесь; не питайте ни к кому ненависти, не уклоняйтесь от церковных собраний; будьте сострадательны к бедным; не подавайте никому соблазна, к чужой жене не приближайтесь и храните супружескую верность. Если будете так поступать, то не далеки будете от царства небеснаго». Аминь.

                                                                                                                                                                                                                11 марта 1896 г

Наверх