Проповеди на праздники:

Пятница тридцать пятой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. О святой равноапостольной Нине. 1962 год.

Пятница тридцать пятой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. О святой равноапостольной Нине. 1962 год.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, мы с вами говорили, что Божия Матерь весьма близка к христианскому роду и что история Церкви свидетельствует о живом непрерывном участии Ее в жизни вселенской Церкви и частной жизни каждого. Она — как Матерь христианского рода — является утешением и скорою помощницею всех несчастных и страждущих Своих детей, которые с верою прибегают к Ее всесильному заступлению. Но Она — как Матерь Божия — ревнует в то же время и по славе Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа; как Матерь Спасителя мира, Она является ревностною поборницею в деле распространения учения Христова и спасения людей. Она желает, чтобы христиане имели твердую и сердечную веру в Иисуса Христа и любили Его всем своим сердцем больше всего на свете. Она является твердою помощницею всем, кто старается умножить и укрепить свою веру и просветиться светом евангельского Христова учения, и особенно — проповедникам слова Божия. Свидетельством этому служит история просвещения христианскою верою Иверской страны, которая сейчас называется Грузией. По церковному преданию, после вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа ученики Его вместе с Матерью Иисуса Мариею пребывали в Сионской горнице и ожидали Утешителя, согласно с повелением Христа не отлучаться из Иерусалима, но ждать обетования от Господа. Апостолы стали бросать жребий, чтобы узнать, кому из них в какой стране назначается Богом проповедовать Евангелие. Пречистая сказала: «Хочу и Я бросить вместе с вами Свой жребий, чтобы и Мне не остаться без удела, но чтобы иметь страну, которую Богу будет угодно указать Мне». По слову Божией Матери, они бросили жребий с благоговением, и по этому жребию Ей досталась Иверская земля. Получив с радостью этот жребий, Пречистая Богородица хотела тотчас же по сошествии Святого Духа в виде огненных языков отправиться в Иверскую страну. Но ангел Божий сказал Ей: «Не отлучайся теперь из Иерусалима, но оставайся до времени здесь, доставшийся же Тебе по жребию удел просветится светом Христовым впоследствии, и владычество Твое будет пребывать там».

Это предсказание Божие исполнилось спустя три столетия после вознесения Господа на небо, и исполнительницей Его, несомненно, явилась Преблагословенная Пречистая Дева Мария. По прошествии указанного времени Она послала со Своим благословением и Своею помощью на проповедь в Иверию святую деву Нину. Святая Нина родилась в Каппадокии от благочестивых родителей: отец ее Завулон был родственником святого великомученика Георгия, а мать Сусанна была сестрою иерусалимского патриарха. Когда святой Нине исполнилось двенадцать лет, родители ее переехали жить в Иерусалим, и здесь отец ее, пылая любовью к Богу, ушел в монастырь, а мать была принята в храм диакониссою — прислуживать бедным и больным женщинам. Святая же Нина была отдана на воспитание благочестивой бабушке по матери, Нианфоре. Благодать Божия почивала на ней, и она под руководством своей благочестивой наставницы по прошествии двух лет уразумела и твердо усвоила правила веры и благочестивой христианской жизни. Ежедневно с усердием и молитвою читала она божественное Писание, и сердце ее пылало любовью ко Христу, Сыну Божию, претерпевшему для спасения людей крестные страдания и смерть. Когда она читала со слезами евангельские повествования о распятии Христа Спасителя и о всем происходившем при кресте Его, мысль ее остановилась на судьбе хитона Господня. Она старалась узнать от своей наставницы, где находится сия великая святыня. Нианфора сообщила ей, что, по преданию, хитон Господень был отнесен воином, которому он достался по жребию, в Иверскую страну, где до сих пор люди остаются во тьме языческого заблуждения и нечестия. Глубоко запали в сердце святой Нины сказания старицы. Дни и ночи она проводила в пламенной молитве к Пресвятой Богородице Деве, чтобы Она удостоила ее видеть Иверскую страну, и облобызать хитон возлюбленного Сына Ее Господа Иисуса Христа, сотканный Ее перстами, и проповедать святое имя Христа не знающим Его тамошним народам. И Преблагословенная Дева услышала молитву Своей рабы. Она явилась ей в сонном видении и сказала: «Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, и обрящешь благоволение пред лицем Его. Я же буду твоей покровительницей». — «Но как, — спросила смиренная отроковица,— я, слабая женщина, буду в состоянии совершить столь великое служение?»

В ответ на это Пресвятая Дева вручила Нине крест, сплетенный из виноградных лоз. При этом Пресвятая Дева ей сказала: «Возьми сей крест, Он будет для тебя щитом и оградой против всех видимых и невидимых врагов. Силою сего креста ты водрузишь в той стране спасительное знамя веры в возлюбленного Сына Моего и Господа, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4)». Пробудившись и увидев в руках у себя чудный крест, святая Нина стала целовать его со словами радости и восторга. Затем она отправилась к своему дяде патриарху и рассказала ему о явлении ей Божией Матери и повелении идти на проповедь Евангелия в Иверию. Патриарх, видя в этом волю Божию, благословил ее и, подведя ее к алтарю и возложив на ее голову свою святительскую руку, молился такими словами: «Господи Боже Спасителю наш! Отпуская сию сироту-отроковицу на проповедь Твоего божества, предаю ее в Твои руки. Благоволи, Христе Боже, бьггь ей спутником и наставником везде, где будет она благовествовать о Тебе, и даруй словам ее такую силу и премудрость, которым никто не в силах противиться или возражать. Ты же, Пречистая Богородица Дева, помощница и заступница всех христиан, облеки свыше Своею силою против врагов видимых и невидимых сию отроковицу, которую Ты Сама избрала для благовествования Евангелия Сына Твоего, Христа Бога нашего, среди народов языческих. Будь всегда для нее покровом и неодолимой защитой и не оставь ее Своею милостью, пока не исполнит она Твоей святой воли».

В то время из святого города Иерусалима отправлялись в Армению пятьдесят три девы-подруги вместе с царевною Рипсимиею, вместе с ними и святая Нина пошла и достигла пределов Армении. Все они поселились за городом на одной виноградной плантации. Вскоре всех этих святых дев-подруг постигла мученическая кончина за Христа, лишь одна святая Нина чудесным образом спаслась от смерти; направляемая невидимой рукой, она скрылась в кустах дикой, еще не распустившейся розы. Потрясенная страхом при виде участи своих подруг святая подняла очи свои к небу с молитвою о них и увидела вверху светоносного ангела, опоясанного светлым орарем. С благовонным кадилом в руках, сопровождаемый множеством небожителей, он сходил с небесных высот; от земли же, как бы навстречу ему, восходили души святых мучениц, которые примкнули к сонму светлых небожителей и вместе с ними вознеслись в небесные высоты. Увидев сие, святая Нина с рыданием восклицала: «Господи, Господи! Зачем же Ты оставляешь меня одну среди этих ехидн и аспидов?» В ответ на это ангел сказал ей: «Не печалься, но подожди немного, ибо и ты будешь взята в Царство Господа славы; сие будет тогда, когда окружающая тебя колючая и дикая роза покроется душистыми цветами, подобно розе, посаженной и возделанной в саду. Теперь же встань и иди к северу, где зреет жатва великая, но где нет жнецов». Согласно этому повелению Нина отправилась одна в путь берегом реки Куры по направлению к городу Мцхете.

Однажды на пути святая странница, утомленная с дороги, присела и стала раздумывать, куда Господь ее ведет, и не напрасно ли будет ее далекое странствование, и каковы будут плоды трудов ее? Среди этих размышлений она заснула, и во сне явился ей величественный муж, волосы его ниспадали на плечи, и в руках у него был книжный свиток, писанный по-гречески. Развернув свиток, он подал его Нине и повелел читать, сам же вдруг стал невидим. Пробудившись от сна и увидев в руке своей чудесный свиток, святая Нина прочитала в нем следующие евангельские изречения: Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия жена, в память ея (Мф. 26, 13). Несть мужеский пол, ни женский: ecu бо вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Глагола женам Иисус: не бойтеся; идите, возвестите братии моей (Мф. 28, 10). Иже вас приемлет, Мене приемлет: и иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя (Мф. 10, 40). Аз дам вам уста и премудрость, ей же не возмогут противитися или отвещати вcu противляющиися вам (Лк. 21, 13). Егда приведут вы на соборища и власти и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете, или что речете, Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи (Лк. 12, 11). И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити (Мф. 10, 28). Шедше ...научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа... и се. Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь. (Мф. 28, 19—20).

Подкрепленная и утешенная сим видением святая Нина в воодушевлении и с новой ревностью продолжала свой путь. Преодолевая на пути тяжелые труды, голод, жажду и страх пред дикими зверями, она достигла пределов Иверской страны и остановилась в небольшом городке Урбниси. Жители этого города направлялись в город Мцхету для поклонения своим ложным богам. Увлекаемая толпой, Нина направилась к горе, где находился идол Армаз, и наблюдала за народом, как он, ослепленный заблуждением, приносил бездушным идолам свои кровавые жертвы. Сердце Нины исполнилось ревностью по славе Божией, и она не могла смотреть на этих несчастных ослепленных людей и стала молиться Богу, чтобы Он привел этот народ к познанию Его, истинного Бога, и чтобы Господь рассеял их истуканов в пыль и прах, и чтобы эти народы просветились светом Христова учения и возрадовались бы о имени Господни. И вот, святая еще не окончила своей молитвы, как вдруг собралась грозовая туча и быстро понеслась к реке Куре. Царь с царицею быстро обратились в бегство, а Нина укрылась в расселине скалы. Гроза с громом и молнией разразилась над тем местом с такой силой, что идол был разбит в прах, стены идольского капища были разрушены в прах и дождевые потоки унесли их в реку, и от идольского капища не осталось и следа. Это было 6 августа, в день Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Царь, увидев такое крушение их богов, стал размышлять, что, значит, есть еще другой Бог, Который смог разрушить их бога Армаза. И ему пришла мысль: «Уж не христианский ли это Бог посрамил наших богов — Бог, Которого сейчас проповедуют?»...

13 (26) января 1962 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

Проповеди на праздники:

Наверх