Пятница третьей седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. 1961 г.
«Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас...» (Канон молебный ко Пресвятой Богородице. Кондак, глас 6.)
Так весьма часто с особенным умилением Святая Церковь возглашает в честь и похвалу Преблагословенной Девы Богородицы, повергая пред Нею все наши недостойные молитвы и относя к Ней единой всякую благовременную помощь свыше.
Церковь принимает как несомненную истину, что покров Пресвятой Богородицы простерт над всем родом человеческим и в особенности над родом христианским и над всеми нами в частности. Пресвятая Дева, как любвеобильная Матерь, любит род человеческий, а особенно христиан. Может ли Она оставаться равнодушною к жизни и судьбам людей, особенно христиан, не заботиться о них, не оказывать им Своего покровительства? Ее ходатайство благоволительно приемлется Сыном Ее и Богом. По Ее ходатайству Он совершил первое Свое чудо, претворив воду в вино в Кане Галилейской. Все это событие евангельское мы знаем. Этот евангельский урок служит для христиан отраднейшим доказательством в уверение той истины, что Богоматерь ходатайствует за христиан пред Сыном Своим. Вспомним это евангельское сказание.
...был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель пира отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою (Ин. 2, 1—11).
Обратим внимание на то, что событие, бывшее в Кане Галилейской, не имеет уж такого важного значения; тем не менее Богоматерь не оставила эту мелочь жизни без Своего внимания и уверяет нас в том, что покровительство Божией Матери простирается над всею нашею жизнью, над всеми обстоятельствами как маловажными, так и имеющими великое для нас значение. Жизнь отдельных людей, да и целых народов слагается, главным образом, из мелочей жизни — из попечения о пище, одеянии, жилище, из скромного удовлетворения скромным нуждам, из обыденных огорчений, скорбей и радостей. Важные события в жизни людей бывают, но значительно реже, чем события мелкие, в которых протекает преимущественно жизнь людей. Но мелочи жизни при всей их кажущейся маловажности в совокупности имеют величайшее значение и житейское, и нравственное. Из них почти всецело слагается наша жизнь; они, эти мелочи жизни, по преимуществу делают нашу жизнь или горькою или приятною, тяжелою или легкою. Под влиянием их образуется и нравственное направление, и настроение, нравственный характер людей. Под влиянием счастливых обстоятельств жизни одни люди совершенствуются в добродетели, напротив, другие начинают утопать в порочной жизни. Так, например, под влиянием счастливых обстоятельств жизни в одних крепнут довольство своим положением, благодушие, благожелательность, благотворительность, благодарность Богу; в других людях развиваются самолюбие, изнеженность, равнодушие к несчастьям, пристрастие к наслаждениям и другие пороки счастья и богатства. Точно так же под влиянием несчастных обстоятельств жизни являются у одних добродетели, у других — пороки; под бременем неудач жизни в одних являются терпение, преданность воле Божией, мужество, трудолюбие, молитвенное настроение, в других же — малодушие, ропотливость, леность, отчаяние с его гибельными последствиями.
Значение мелочей жизни весьма важное. Они не должны быть пренебрегаемы, на них должно быть обращено полное, сугубое внимание, и они должны быть обращаемы и направляемы на пользу, во благо человеку. И мы видим, что Пресвятая Дева не пренебрегает и маловажными событиями в жизни людей, и мелочи нашей жизни состоят под Ее покровом и служат предметом Ее ходатайства пред возлюбленным Ее Сыном. По какому случаю обратилась Она с единственным записанным в Евангелии ходатайством к Сыну Своему и Богу? По случаю оскудения вина на браке в Кане Галилейской. Не мелочь ли жизни, что на браке недостало вина, недостало вина уже после того, как вино пили? Стоило ли обращать внимание на эту мелочь жизни Пресвятой Деве Марии — великой святой и подвижнице, а тем более Богочеловеку Иисусу Христу? И, однако, что же — и Богоматерь, и Христос обращают внимание на эту мелочь жизни. Богоматерь Своим любящим сердцем поняла, что недостаток вина на браке причинил бы огорчение и жениху с невестой, и брачным гостям, нарушил бы общее веселье в торжественнейший момент жизни брачующихся, оставил бы в них на всю жизнь тягостное воспоминание о нарушенном брачном веселье. И Она Сама без посторонней просьбы решается помочь брачующимся. Она, очевидно, эту мелочь жизни не считает нравственною мелочью. Она обращается с просьбою о предотвращении скорби, ожидавшей гостей брачных, к Сыну Своему Богочеловеку. «Вина нет у них», — говорит Она Христу, умоляя Его этим заявлением избавить новобрачных от ожидавшего их огорчения. Что же Христос? Признает ли Он эту мелочь жизни — недостаток вина на браке и ходатайство по этому делу Богоматери — не заслуживающей внимания Его? Нет, Подвигоположник, Крестоносец и Учитель Христос признает только преждевременность немедленного исполнения ходатайства Богоматери, но не признает ни ходатайства неуместным, ни дело само не заслуживающим внимания...
3 (16) июня 1961 г.
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)