Проповеди на праздники:

Пятница шестнадцатой седмицы по Пятидесятнице. Празднование Калужской иконе Божией Матери. Параклисис Божией Матери. О силе благодатной помощи Богоматери христианам. 1961 г.

Пятница шестнадцатой седмицы по Пятидесятнице. Празднование Калужской иконе Божией Матери. Параклисис Божией Матери. О силе благодатной помощи Богоматери христианам. 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, в житии преподобного Моисея Мурина повествуется, что когда он вступил в монастырь, то, несмотря на великие подвиги самоумерщвления своей плоти, он был сильно обуреваем нечистыми помыслами, что приводило его в великое смущение и уныние, и он собрался уже выходить из монастыря в мир. Тогда пошел он к одному прозорливому старцу, по имени Исидору, и поведал ему свою скорбь и намерение. Старец взял его и подвел к окну своей келлии, и говорит ему: «Смотри на запад». И он увидел великое множество демонов, суетившихся и готовящихся на борьбу. Старец ему говорит: «Посмотри на восток». И он увидел в несколько раз больше светлых лучезарных ангелов, которые тоже готовились к борьбе. Узрев это видение и получив добрые наставления, преподобный Моисей, воодушевившись, возвратился опять к себе в келлию и, превозмогая вражеские искушения, стал увереннее совершать свое спасение.

Подобные искушения испытывает и каждый христианин на пути своего спасения. И если бы нас не воодушевляла надежда на силу небесного воинства, на молитвы святых и особенно Преблагословенной Девы Богородицы, то мы давно бы пали безвозвратно. Но святая надежда на небесную помощь ободряет нас и вливает силы к великодушному перенесению всех скорбей. В тяжелых обстоятельствах жизни мы не падаем духом и не впадаем в безнадежие, веруя, что мы имеем на небесах милостивого Отца Небесного, преблагую Матерь Царицу Небесную и всесильных заступников — всех святых, которые являются нашими старшими братьями и помощниками. Поэтому сердце христианина должно быть всегда спокойным и благодушным в скорбях, в твердом уповании на Господа. Милосердный Господь в Новом Завете по неизреченной любви к нам, для нашего утешения и спасения дал единую общую Матерь всему роду человеческому и усыновил нас Ей, подобно тому как в Ветхом Завете Ева являлась праматерью всем живущим на земле. Святейшая Дева Мария есть и называется Матерью в двух смыслах: во-первых, как Матерь Бога и, во-вторых, как Матерь всех христиан. Она Матерь Божия по рождению, ибо воистину родила из Своего нетленного чрева Сына Божия, Который в Ее плоти соединил Божеское естество с человеческим в одно целое (Ипостась). Она Матерь всех христиан по благодатному усыновлению, потому что все мы словом Божиим названы братьями Иисуса Христа, и Сам Иисус Христос, как говорит апостол Павел, пребывает посреде нас как перворожденный во многих братиях (Рим. 8, 29); следовательно, мы сыны Богородицы. Как Матерь Божия, по Материнскому достоинству Она должна иметь у Бога такую благодать, какую прилично иметь матери у сына; с другой стороны, как Матерь христиан, в силу материнской любви, Она должна оказывать христианам такую милость, какую мать должна оказывать своим детям.

Но благодать, которую имеет Пресвятая Дева от Бога, должна соответствовать достоинству Матери Бога, а это достоинство беспредельно; стало быть, и благодать, которую Она получает, беспредельна. Равным образом и милость, которую Она оказывает христианам, должна соответствовать любви матери к детям, а эта любовь беспредельна; следовательно, и милость, оказываемая Ело, беспредельна. И, соразмеряя беспредельную благодать, которую Она, как Матерь Божия, получает от Бога, и беспредельную милость, которую Она, как Матерь христиан, оказывает христианам, должно признать, что Пресвятая Дева есть море неисчерпаемых благодатных даров. Как Матерь Божия, Она более всех святых и всех ангелов имеет дерзновение у Бога, Сына Своего; а как Матерь христиан, Она больше, чем все святые и ангелы, оказывает нам, Своим детям, благодеяний.

Из древнего Рима жителями был несправедливо изгнан Кориолан, благороднейший патриций и мужественный полководец. Озлобившись, он призвал войско и пошел войной против неблагодарного отечества. Он побеждает, и победителем приближается к Риму, окружает его, осаждает и стесняет, и сам первый восходит на крепостные стены города, держа в руке меч, дыша угрозою и убийством, устрашая сжечь город до основания и истребить жителей города мечом, в их крови утопить свой справедливый гнев и загладить обиду, несправедливо ему причиненную. Тогда римляне сознаются в своей ошибке, раскаиваются в несправедливом поступке, смущаются от страха и стыда и собираются на совет, решая, что им предпринять, и ничего более не находят, как только пойти и упасть к ногам сего мужа, прося прощения и смягчения гнева. Итак, пошли все — сначала сенаторы, затем сановники, а затем и простой народ, жены с детьми, все со слезами на глазах и глубоким унынием на лице. Но тот стоит неумолимый, не преклоняется на просьбы, не смягчается от слез всех граждан; наоборот, он ожесточается все больше, хочет дать знак к битве, к убийству и всегубительству. Но, когда он увидел в толпе опечаленное лицо почтенной Бетурии, матери своей, которая напомнила ему свою нежную материнскую любовь, в то же мгновение взор его просветлел, гнев утих, меч опустился и выпал из рук — он останавливает наступление, примиряется с гражданами, входит в родной город не как враг, а как друг. Таким образом, присутствие одной матери оказалось важнее, чем присутствие бесчисленной толпы народа; для сына нет ничего приятнее имени матери и ничего нет сильнее, чем слезы и моления матери.

Теперь посмотрим на себя и применим эту повесть к своей жизни. Мы, христиане, подвержены грехопадениям и грешим на всяк день, час и минуту. Совесть в этом каждого из нас обличит. Очень часто наша жизнь представляет сплошной и непрерывный ряд самых тяжких грехов и беззаконий. Сколько нечистого в наших помышлениях, сколько срамословия на нашем языке и сколько лукавства в наших деяниях! И все это видит Господь, Сын Божий. Видит и терпит. Но когда мы, нераскаянные и упорные во зле, продолжаем оскорблять божественную правду, возбуждаем Его праведный гнев, то Он не терпит нас более, но, вооружившись мечом и стрелами Своего ужасного гнева, как страшный воин восстает на нас и угрожает совершенным истреблением, смертью и вечным мучением. «О род неверный и развращенный! доколе буду с вами? » — говорил Господь иудеям (Мф. 17, 17). По своим грехам и мы уподобляемся иудейскому народу, и к нам эти страшные слова применимы. Род неверный не потому, что не имеем веры, но не имеем дел веры, утеряли страх Божий, попрали закон Божий, удалились от любви Божией, совратились в свои похотения. «Доколе буду с вами — в Моей Церкви и таинствах? Доколе терплю вас? Доколе Я буду поддерживать и хранить вас Своею кротостью и долготерпением? До каких пор?» С этими словами Он оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя (Пс. 7, 13—14). И кто стерпит стрел Божиих? Оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя... Куда мы, несчастные грешники, убежим от такого негодования и гнева Сына Божия? Для нас один исход — покаяться и обратиться к посредству священников, которые здесь, на земле, в Церкви, и к ходатайству святых, которые в раю. И представим себе, что все священники, и монахи, и архиереи совершают на земле моление; более того, все святые в раю, и пророки, и апостолы, и мученики с преподобными возносят молитвы к престолу Божию и просят о помиловании.

Но гораздо больше этого ходатайства одно единственное слово Богоматери. Когда обратится страшный Судия и увидит лицо Своей Матери, этой святейшей и сладчайшей Матери, которая умоляет Его, Он тотчас же станет приветлив, кроток, мирен, отложит меч и лук Своего божественного гнева и покажет нам Свое снисхождение и любовь. «Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки » (См. Богородичен 6-го часа.). Прочие святые умоляют Господа как рабы, Она — как Матерь Божия умоляет Сына, Которого родила, вскормила и Которого воспитала всею Своею любовью. Все святые ходатайствуют за нас, как за братьев, а Пресвятая Дева — как за детей! Теперь поэтому и поймите, насколько важно для нас молитвенное обращение к Богоматери. Вот какую милость и помощь оказывает нам Богоматерь!

Какое же благоговение и почитание должны оказывать Ей мы, христиане! Она и Матерь Божия, и Матерь наша. Как нашу Матерь, должны мы Ее чтить и благоговейно относиться к Ней, потому что это естественная обязанность наша, утвержденная законом Божиим; с другой стороны, как Матерь Божию, мы должны Ее чтить еще больше и благоговеть пред Нею, ибо Ее, как Матерь Божию, чтят и благоговеют перед Нею сами святые и даже ангелы и архангелы. Кто не чтит и не уважает своей матери, тот недостоин звания человека. Кто не чтит и не благоговеет пред Матерью Божией, недостоин имени христианина.

О том, как правосудие Божие карает хулителей и оскорбителей имени Матери Божией, повествует нам предание о Калужской иконе Божией Матери, память которой мы совершали сегодня. В семи верстах от города Калуги в селе Тинькове в доме боярина Хитрово проживали две девушки-служанки, которые однажды взошли на чердак, где лежали разные старые вещи. Одна из этих девиц, легкомысленная и дерзкая, много смеялась и говорила непристойные слова, другая, напротив, унимала и удерживала свою подругу от бесчинных слов. И вот, разбирая вещи, эта благочестивая девица нашла свиток сурового полотна. Развернув его, она увидела живописное изображение Женщины с благоговейным и умиленным лицом, в темном одеянии, наподобие монахини, читающей книгу. Девица, указывая на Игуменью (так называла она Женщину, изображенную на полотне), стала с еще большей силой сдерживать свою подругу от дерзких слов, но Евдокия плюнула на изображение со словами: «Вот как я боюсь твоей Игуменьи». Но в то же мгновение она внезапно, как бы чем-то пораженная, упала без чувств; руки и ноги ее скорчились, и вся она впала в расслабление и лишилась зрения и речи. Испуганная подруга известила о сем господина своего. Евдокию нашли чуть дышащую, с пеной на губах, перенесли в комнату и положили под святые иконы в ожидании ее смерти. В наступившую ночь родителям Евдокии явилась во сне Богоматерь и сказала: «Дочь ваша своим дерзким поступком оскорбила в лице изображенной на полотне Женщины не инокиню, но Меня, потому что изображение, ею поруганное, есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога Я буду ходатайствовать за город ваш. Утром объявите о сем священникам и вместе с ними, помолившись перед поруганной иконой Моей, окропите расслабленную святою водою, и дочь ваша получит исцеление». Наутро, как только совершено было молебствие, больная исцелилась и с тех пор исправила свою жизнь. Икона же была вставлена в раму и помещена в доме боярина. Вскоре после этого получил исцеление от долговременной глухоты другой служитель этого дома, по имени Прохор. Вскорости была исцелена единственная дочь этого хозяина, девица Евдокия, которая заболела безнадежно. Тогда ей во сне явилась икона Богоматери, повелевавшая ей для исцеления молиться пред этим образом, и, когда совершено было, как приказано ей, девица тут же исцелилась. После того хозяин не осмелился более держать икону у себя, он ее перенес в церковь в селе Калужке, где она прославилась многими чудесами. Так, один житель, по фамилии Петелин, принесен был на одре в церковь, потому что был расслаблен, и после молебна пред иконою больной стал креститься, затем сел и наконец встал на ноги. Через несколько времени он совершенно стал здоров. В благодарность за свое исцеление он украсил икону серебряным окладом.

Кроме благодеяний частным лицам, чудотворная икона Богоматери явила свою благодатную помощь и силу и в спасении целого города Калуги. В 1771 году в Калуге свирепствовала моровая язва. Тогда по просьбе жителей была принесена икона Богоматери, и совершали в течение трех дней крестный ход вокруг города. И молитва жителей была услышана, и город был избавлен от язвы. В память этого чудесного спасения и установлено ежегодно 2 сентября совершать ей память. Во время нашествия французов в 1812 году город был чудесно спасен от иноплеменников благодаря заступлению Богоматери. Многие благочестивые жители видели икону Богоматери, стоящую на воздухе, окруженную небесными силами. В то самое время русские и побеждали врагов. В воспоминание этого события установлена память ей еще и 12 октября.

Имея такое свидетельство непреложного заступления Богоматери, усугубим свою веру к Ней и все, от мала до велика, будем в час испытаний, скорбей, болезней призывать Пресвятую Деву, чтобы иметь Ее своею помощницею в опасностях, и Она, как многомилостивая и сердобольная Матерь, услышит, и подаст нам руку Своей помощи, и покроет от зла.

«К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице моя Небесная? Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором». Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх