Проповеди на праздники:

Пятница седьмой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. О преданности воле Божией. 1963 г.

Пятница седьмой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. О преданности воле Божией. 1963 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры! Пречистая Дева Мария, живя на земле, была украшена многими христианскими добродетелями, которыми Она и снискала Себе милость у Бога, за что Она и сейчас ублажается всеми родами человеческими. Среди многих особых добродетелей Ее просияла паче солнца добродетель покорности воле Божией. «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему» (Лк. 1, 38), — отвечала Пресвятая Дева Мария архангелу Гавриилу, благовествовавшему Ей о бессеменном зачатии и рождении от Нее Богочеловека Иисуса, Сына Божия, наитием Всесвятаго Духа. В этом ответе Пресвятой Девы Марии видна всецелая, безусловная преданность воле Божией, и пример Богородицы должен быть для нас предметом обязательного подражания. И мы, подобно Ей, будем предавать себя воле Божией во всех своих действиях и приключениях жизни. Какие же размышления побуждают нас к безусловной преданности воле Божией?

Прежде всего, Бог всеведущ и премудр — все знает и все направляет к лучшему, а мы недальновидны, опрометчивы в своих суждениях, не только не можем постигнуть будущего, но подчас не проникаем в настоящее, близ нас сущее и явное, строим свои планы на пагубу себе.

Бог всемогущ, для Него нет ничего невозможного, а мы немощны, для нас многое неосуществимо вследствие ограниченности нашей природы.

Бог благ, хочет всем нам всякого блага и спасения, а мы злы и развращенны, а поэтому чаще всего себе желаем душевредного и богопротивного. Поэтому как же нам не предавать себя всецело на волю Божию? Пусть судьбами Божиими разрушаются любимые наши желания и предприятия, мы все-таки не должны роптать, малодушествовать. Премудрость Божия знает, кого каким путем вести к предопределенной для него цели.

Обыкновенно всем нам желательно, чтобы мы имели хорошее здоровье, а не страдали бы на одре болезни; отличались бы телесною красотою и силою, душевными способностями, занимали бы в обществе высшие, почетные должности и пользовались славою, а не жили бы в безвестности; хочется, наконец, обладать богатством, а не терпеть крайнюю нужду во всем и жить в бедности. Так наше плотское мудрование внушает нам домогаться этих мирских отличий, и в случае неисполнения своих желаний человек ропщет на судьбу, ропщет на Бога, завидует ближним, и в конце концов получается зло, грех. Но пусть каждый рассудит про себя, смеет ли кто из нас сказать, что он достоин лучшей участи, нежели та, какую даровал ему Бог? «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: “зачем ты меня так сделал?” Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» — говорит святой апостол Павел (Рим. 9, 20—21).

Правосудие Божие воздает каждому свое. Кто из нас дерзнет утверждать, что, будучи счастлив, он вел бы себя лучше, честнее, благонравнее, богобоязненнее? Вековой опыт показывает противное. Счастье всегда портит, надмевает человека, а несчастье отрезвляет, смиряет его. Очень легко может статься, что при постоянном здравии и благополучии, среди богатства и почестей человек с прекрасными душевными дарованиями зазнается, забудется, сделается надменным душою и неприступным гордецом, властолюбцем, заклятым скрягою, ненасытным развратником и даже отъявленным богоотступником. История еврейского народа, его царей Давида и Соломона, а также история Навуходоносора и повесть об Евлогии-каменосечце подтверждают это утверждение.

Евлогий, пока был каменосечцем, работал весь день, не евши ничего до вечера; вечером же, возвращаясь домой, он отыскивал бедных и странников, вводил их в дом свой и кормил. Такой порядок жизни продолжался у него от самой юности до старости. Однажды преподобный авва Даниил Скитский, удивляясь такой необыкновенной доброте Евлогия, сказал сам себе: «Что было бы с этим человеком, если бы он был богат? Сколько бы он тогда делал всем добра!» И начал молить Бога, чтобы Он наградил Евлогия богатством. Три недели постился старец и совершал усердные молитвы. Однажды ему в сонном видении явился велелепный отрок и сказал: «Лучше для Евлогия оставаться тем, чем он есть теперь; впрочем, ради усильной твоей просьбы о нем я наделю его богатством, если только ты поручишься мне за его душу». Вскоре Евлогий действительно чудесным образом разбогател. Что же стало с богатым Евлогием? Богачу тесна кажется старая его хижина, низко прежнее ремесло; он отправляется в Царьград, там покупает себе великолепный дом, входит в знакомство с вельможами и сам наконец становится вельможею, из трудолюбивого делается изнеженным празднолюбцем, из приветливого и гостеприимного — надменным и жестокосердым: приказывает своим слугам странников гнать, а докучливых нищих даже бить. Вот как почести и богатство переменили нравы Евлогия!

Еврейский царь Соломон был мудрее всех живущих на земле и при этом богаче и славнее всех. Однако мудрость не предохранила его от падений и слабостей, присущих всем людям. Вот почему царь Давид свидетельствует пред Богом: «Благо мне, что я пострадал... Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню » (Пс. 118, 71, 67). Равно и о евреях слово Божие возвещает: «ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32 , 13). Когда Господь наказывал их войнами и другими бедствиями, то они тогда обращались к Богу, вспоминали, что Бог есть их прибежище; когда же пребывали в покое, неге и довольстве, то опять забывали Бога и отступали от своего Творца.

Что же касается Навуходоносора, то он, будучи царем Вавилонским, восседая на троне царском, украшаясь лаврами побед своих, возмечтал о себе, вздумал уподоблять себя Вышнему и не хотел признать над собою власти Вседержителя. Но вот Господь унижает его до скотоподобного состояния, и тот же Навуходоносор отрезвляется, начинает славить Господа и в слух всех говорить, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет... и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» (Дан. 4, 22, 32). Видите, какая разница в мыслях, чувствованиях и действиях бывает у человека при перемене его состояния: в счастье он возносится, забывает Бога, а в несчастье приходит в себя, смиряется и вспоминает своего Создателя.

Одному благочестивому отшельнику, желавшему узнать промысл Божий относительно внезапной смерти единственного сына одного милосердного странноприимца, было открыто ангелом, что если бы малютка-сын достиг совершенного возраста, то сделался бы злодеем, посрамлением своего отца, и сам бы душою погиб, и отец его должен был бы за него отвечать на Страшном Суде Божием. А теперь он умер в невинности, и сподобится Царствия Божия, и не лишит награды отца своего. Так и нам, дорогие мои, следует помнить, что при назначении людям того или иного жребия всеведущий Бог имеет главную цель — как бы каждого удобнее вести к вечному спасению. Всеведущему Богу известно, что пространный и широкий путь довольства, роскоши, благополучия, здоровья, славы и забав ведет обязательно к погибели, а узкий, тесный путь трудов, лишений, скорбей, несчастий ведет, напротив, ко спасению. Оттого каждому человеку Им посылается больше горестей, чем веселья, больше потерь, чем приобретений, больше трудов и слез, чем покоя и удовольствия; оттого-то у самых больших счастливцев этого мира все радости перемешаны с горестями, все утехи и забавы отравлены тоскою и унынием: видимый их покой зачастую нарушается внутренним беспокойством.

Итак, с покорностью воле Божией будем довольствоваться тою участью, какую получаем от Бога, станем, подобно Иову, благословлять Бога, говоря: «...как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1, 21) — веруя искренно, что без воли Божией и волос с головы нашей не погибнет (Лк. 21, 18) и что все обстоятельства нашей жизни Отец Небесный всегда направлял и будет направлять к нашему истинному благополучию и спасению. Пребудем спокойны духом при всех событиях жизни, видя в благоприятных событиях милость и дар Божий, а в неблагоприятных — обличение нашего недостоинства, очищение и приготовление нас к лучшему.

Итак, дорогие братия и сестры, подражая Пречистой Деве Марии, будем с покорностью нести свой жизненный жребий, памятуя то, что Господь бывает весьма милостив к тем, кто подчиняется велениям промысла Его беспрекословно. Пресвятая Дева Мария за Свою покорность прославлена и возвеличена больше ангелов и архангелов, так что теперь не только человеческий род служит и поклоняется Ей, но и чины архангелов и ангелов прославляют Ее.

Это утверждение подтверждает ныне воспоминаемое Церковью событие, связанное с явлением и чудесным знамением святого архангела Гавриила. Вот что об этом событии повествуется на Святой Афонской Горе. В конце X века на Афоне в уединенной келлии подвизался со своим учеником один старец священноинок. Накануне воскресного дня он отправился ко всенощному бдению в Протатский Карейский собор, а ученика своего оставил в келлии, заповедав ему в назначенное время совершить службу в одиночестве. Ночью к ученику пришел незнакомый странник-монах и остался у него на ночлег. Когда наступило время божественной службы, они оба встали на молитву и начали славословить Господа. Во время девятой песни канона ученик-послушник хотел было петь обычную песнь святого Космы Маюмского «Честнейшую херувим...», но гость неожиданно запел новые и незнакомые ученику слова: «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего», а к этому уже прибавил и «Честнейшую... », до конца. Умиленный и растроганный этою новою песнью, ученик начал умолять пришельца написать ему эту песнь, чтобы и он мог так же славить Богородицу. «Ни мы, ни предки наши, — сказал он, — такой песни до сей поры никогда не слыхали». Незнакомец попросил у него бумаги и чернил, но их не оказалось в келлии. Тогда незнакомец взял каменную плиту и перстом начертал на ней всю упомянутую песнь. Камень, как воск, умягчился под чудодейственною рукою таинственного незнакомца, и слова молитвы глубоко вырезывались на плите. Окончив писание, незнакомец сказал: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане», — затем назвал себя Гавриилом и вдруг, как молния, стал невидим. Плита с запечатленным на ней песнопением затем была перенесена в Константинополь, и оттуда было донесено всем Церквам о случившемся чуде и о распространении в чине божественных служб ангельской песни в честь Богоматери «Достойно есть...».

Икона, пред которой архангел Гавриил (а был это, как верует Церковь, именно он) воспел в келлии афонского инока эту чудесную песнь, вместо прежнего названия «Милующая» стала называться «Достойно есть».

Дорогие братия и сестры, наш долг — прославлять и любить Божию Матерь, и Она, всемилостивая, отзовется любовью на нашу любовь и будет покрывать нас от всякого зла. Будем же Ей молиться всегда, утром и вечером, и сегодня воззовем к Ней и возопиим: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!» Аминь.

6 (19) июля 1963 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Проповеди на праздники:

Наверх