Пятница двадцать седьмой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. 1961 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Радуйся, верных Господеви сочетающая», — прославляет Церковь Богоматерь, возлагая на Нее все упование как на посредницу нашего спасения и соединения с Богом, нашего таинственного обручения с Женихом Небесным.
И сколько уже святых душ под благодатным всемощным покровом Богоматери сочетались со Христом, вошли в чертог небесный и ныне блаженствуют и ликуют в райских небесных обителях! Им, этим избранникам Божией Матери, нет числа. Они с упованием возложили свою надежду на Царицу Небесную, прибегали к Ней во всякое время с молитвою и молениями своими, и Она их оправдала и спасла. С Нею они переплыли море искушений и достигли тихой пристани в вечных обителях. Воспоминаемые нами события — и с отдельными христианами, и с целыми странами и городами, — совершившиеся под покровительством Матери Божией, весьма утешительны для всех и навсегда. Они наглядно нас удостоверяют в том, что под благотворным и спасительным попечением небесного провидения проходит вся наша жизнь и что Пречистая Владычица принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам небесное благословение и помощь.
«Никтоже притекаяй к Тебе, Богородице, тощ отходит, но приемлет дарование полезных прошений», — говорит Святая Церковь. Но, чтобы для нас всегда был открыт этот неиссякающий источник всех благ духовных и телесных, чтобы нам всегда быть достойными покровительства Пресвятой Богородицы, мы должны всячески стараться сохранять и, насколько возможно, усиливать внутреннее общение с Нею. Чем теснее будет духовное общение между нами и Пресвятою Богородицею, чем сильнее будет внутренняя наша связь с Нею, тем больше и чаще мы будем пользоваться Ее покровительством и получать великие милости. Для укрепления этой внутренней нашей связи с Царицею Небесною необходимы частые молитвенные обращения к Ней и благоговейное созерцание Ее величия, которым Она возвышается над всеми земными и небесными существами. Надо также стараться подражать Ей в богоподобных добродетелях смирения, терпения, в Ее постоянном стремлении к Богу, Ее постоянном отрешении от земли и всецелой преданности воле Божией. Нам известно из церковной истории, что многие святые подвижники постоянною молитвою и уподоблением Ей в своих душевных расположениях успевали поставлять себя в сыновнее отношение к Ней, настолько близкое, что удостаивались видимого Ее посещения и явления. Об этих явлениях Божией Матери, которых записано в истории Церкви очень много, мы и побеседуем сегодня.
Страницы церковной истории насыщены дивными свидетельствами о чрезвычайной близости Божией Матери к верующим во Христа. За двадцать веков существования на земле христианской Церкви церковная историческая наука запечатлела массу явлений Богоматери подвижникам благочестия наяву или во сне. Явления Божией Матери некоторым христианам имели целью воодушевить их на подвиги благочестия, утешить в скорбях и научить верным путям спасения. Внешний вид являвшейся наяву Богоматери был лучезарен, так что благодатный свет, исходивший от Нее, был для многих подвижников невыносим, и они теряли способность видеть и понимать Ее. Только Ее прикосновение восстанавливало эту способность. В некоторых видениях на Ней была царская багряница с золотыми крестами. Главу Ее венчала золотая корона с крестом вверху. Иногда Она являлась в синей мантии поверх хитона. Реже одеянием Богоматери была иноческая мантия. В таких случаях Она держала в руках игуменский жезл. Спутниками Ее при явлениях были различные святые: Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов, апостол Петр, Николай Чудотворец, преподобные Киево-Печерские, Афонские, Псковские, Новгородские, Соловецкие, Валаамские, мученики, мученицы и другие праведники, а также сонмы ангелов. Часы и места явлений Богоматери подвижникам были самые разнообразные. Она являлась им во время их молитвенных предстояний — утренних, полуденных, вечерних, полуночных и после трех часов пополуночи. Местами явлений служили храмы, монастырские келлии, лесные землянки, на которых потом вырастали храмы или обители. Святой Андрей, Христа ради юродивый, святой Нифонт Кипрский, афонские преподобные Матфей и Косма открыто созерцали Божию Матерь в храме, пред их взором Она наблюдала за поведением молящихся, раздавала им благодатные дарования под видом разных монет и Сама слезно молилась о всем мире.
Явного видения Пресвятой Богородицы неоднократно удостаивался наш преподобный Серафим Саровский на протяжении своей 66-летней подвижнической жизни. По сказанию его жития, 2 ноября 1825 года он, покинув затвор, вышел в Саровский лес с целью посетить свою дальнюю пустыньку. На берегу речки Саровки у Богословского источника старец днем увидел явившуюся ему Богоматерь и стоявших позади на пригорке апостолов Петра и Иоанна Богослова. Божия Матерь ударила в землю своим жезлом, и вслед за этим мгновенно забил из земли фонтаном источник светлой воды. Преподобный Серафим пал пред Богоматерью и просил Ее дать Свое благословение водам источника. И Царица Небесная милостиво обещала исполнить его прошение. Одновременно Она дала подробные наставления относительно устройства Дивеевской обители. Она назвала по имени восемь сестер-девиц из прежней общины первоначальницы монахини Александры, дала особый устав и повелела принимать в новую общину только одних девиц. Игуменией этой обители Она обещала всегда быть Сама и назвала ее Своим «четвертым вселенским жребием на земле» (после Иверии, Афона, Киева). В 1830 году преподобный Серафим еще раз сподобился явления Божией Матери. Об этом он сам рассказывал дивеевскому священнику отцу Василию Садовскому следующее: «Ныне, — говорил он, — Царица Небесная посетила убогого Серафима и покрыла неизъяснимой благодатью, рекши мне: “Любимиче Мой! Проси от Меня, чего хочешь”. И я просил, чтобы все в Саровской пустыни спаслись бы сироточки, и Матерь Божия обещала убогому Серафиму сию неизреченную радость».
Последнее посещение преподобного Серафима Богоматерью вместе с другими небожителями было под Благовещение в 1832 году, как удостоверяет личная свидетельница этого посещения дивеевская монахиня Евпраксия. Накануне Благовещения в 1832 году Евдокия (мирское ее имя) пришла к отцу Серафиму по его вызову. Старец с радостью встретил ее, сказав: «Ах радость моя! Какая нам с тобой радость готовится от Матери Божией в настоящий праздник! Повторяй, матушка, несколько раз сряду: “Радуйся, Невесто неневестная! Аллилуия!”» Евдокия начала плакать, высказывая свое недостоинство, но преподобный, утешая ее, сказал: «Хотя ты и недостойна, но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь». С этими словами он надел на нее свою мантию и сам начал читать акафисты Спасителю, Божией Матери, святителю Николаю, Иоанну Крестителю, каноны ангелу-хранителю и всем святым. В конце чтения канона всем святым вдруг послышался шум, подобный шуму леса в большой ветер. Затем послышалось пение, дверь отворилась сама собою, и келлию наполнило благоухание и необычайный небесный свет. Старец упал на колени и, воздев руки к небу, произнес: «О, Преблагословенная Пречистая Дева Владычица Богородица грядет к нам!» В это время пред взором отца Серафима и дивеевской сестры открылось шествие небожителей. Впереди шли два ангела, у каждого из них в руке было по ветке с распустившимися цветами. За ними шли святой Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов в белых блестящих одеждах. Далее следовала сама Царица Небесная и за Нею попарно 12 святых дев: Варвара, Екатерина, Фекла, Марина, Ирина, Евпраксия, Пелагия, Дорофея, Макрина, Иустина, Иулиания и Анисия. На Богоматери была блестящая мантия, а под мантией был зеленый хитон, препоясанный высоким поясом, сверх мантии была как бы епитрахиль. На главе Богоматери была чудная корона, увенчанная крестами. Волосы Царицы Небесной были распущены и лежали на плечах. Она, казалось, была выше всех дев. Все святые девы были в венцах, с распущенными волосами и одеты в одежды разного цвета. Тесная келлия отца Серафима стала как бы просторнее, и свет был какой-то особый, светлее и более солнечного света. Дивеевская сестра при виде небожителей упала замертво, и, сколько продолжалась беседа, она не знала, и только тогда пришла в себя, когда Богоматерь, обратившись к преподобному, сказала: «Кто это у тебя лежит?» Старец Ей ответил: «Это та старица, о которой я просил Тебя, чтобы ей быть при явлении». Тогда Богоматерь подошла к Евдокии и, взяв ее за правую руку, сказала: «Встань, девица, и не бойся нас. Такие же девы, как и ты, пришли сюда». Евдокия встала, и Богоматерь вторично сказала ей: «Не бойся. Мы пришли посетить вас». И повелела ей подойти к небожителям и спросить их имена и какова была их жизнь на земле. Старица Евдокия подошла и с этими вопросами обратилась сперва к ангелам, а затем ко всем святым. И все они сказали ей свои имена и свои подвиги на земле. Между тем Богоматерь беседовала с преподобным Серафимом и повелела ему, чтобы он возложил послушание на дивеевских дев, и обещала, что если они исправят послушание, то будут «со Мною и с тобою», а если потеряют мудрость, то лишатся участи этих дев. Затем Богоматерь сказала отцу Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь со Мною» — и благословила его. Простились со старцем и все святые. Предтеча и апостол Иоанн Богослов благословили его, а девы целовались с ним по-священнически, рука в руку. Дивеевской же сестре было сказано: «Это видение тебе дано ради молитв отцов Саровских Серафима, Марка, Назария и Пахомия». И потом видение в одно мгновение стало невидимо. Это видение продолжалось, как говорил потом преподобный дивеевской сестре, четыре часа. И при этом добавил: «Вот какой радости мы достигли. Есть нам почему веру и надежду иметь ко Господу».
Как и преподобный Серафим Саровский, явления Богоматери сподоблялись Афанасий Афонский, греки-зодчие Киево-Печерской Лавры, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Сподоблялись видеть Богоматерь наяву и некоторые не прославленные Церковью подвижники, как, например, схиигумен Глинской пустыни Филарет, оптинский схимник Иосиф, монах Глинской пустыни Досифей и многие другие. Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) лично слышал от местных крещеных инородцев, что за год до его приезда в Томскую губернию Богоматерь наяву являлась некоторым детям алтайцев. Она пророчески говорила: «Дитя! Пройдет год, и сюда приедет Макарий. Ты его увидишь. Он научит тебя молиться Тому Богу, Который сотворил Алтай». Мальчик спросил, какой он будет. Светлая жена (Богоматерь) подвела его к реке Майме и показала на поверхность воды, где начертался образ архимандрита Макария. Спустя год приехал упомянутый миссионер и в числе новообращенных алтайцев крестил мальчика-язычника, беседовавшего с Божией Матерью. Вот как близка к роду человеческому, а особенно к роду христианскому Богоматерь.
Постараемся и мы как можно чаще и усерднее прибегать с молитвами к Пресвятой Богоматери, чтобы и нам укрепить свои внутренние отношения с Богоматерью, сподобиться сыновнего отношения к Ней. Особенно в дни Рождественского поста будем стараться помнить об этом, поусерднее молиться Матери Божией, постом и покаянием постараемся предочистить свою душу от всякой душевной нечистоты и грязи. А нечистотою души являются страсти душевные: злоба, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и прочие душевные пороки. Очищая себя от этих страстей, мы тем самым будем подражать Богоматери в Ее духовных совершенствах, и сподобимся от Нее чрез это еще большей милости и внимания, и сподобимся с духовной радостью встретить великий светлый праздник Рождества Христова, к которому мы с вами сейчас и готовимся. Да послужат нам в этом добром деле наши благочестивые предки, которые и Богоматерь любили, и заповеди Божии хранили со страхом и благоговением, посты проводили с ревностью и душевной пользою, через это и праздники Господни они встречали с великой душевною радостью и любовью. Мы же с вами возложим упование на Царицу Небесную и будем Ей молиться и дома, и в храме поусерднее и просить Ее помощи и предстательства, укрепления во всех наших добрых намерениях и начинаниях, чтобы творить благоугодное Господу и сподобиться доброго конца нашей скоротечной временной жизни.
«К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная... Твои бо есмы раби, да не постыдимся ». Аминь.
18 ноября (1 декабря) 1961 г.
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)