Проповеди на праздники:

Пятница двадцать первой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. О небесном предстательстве Богоматери. 1960 г.

Пятница двадцать первой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. О небесном предстательстве Богоматери. 1960 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся».

С такими молитвенными чувствами Церковь всегда обращается к Той, Которая по благодати Божией соделалась покровительницей всего мира и каждой в отдельности души христианской. И какую радость в нашей душе производят эти благодатные слова, в особенности когда душа наша бывает обременена тяжестью грехов или скорбей или расслаблена унынием или отчаянием! Тогда христианское сердце невидимо черпает для себя из этих слов ободрение, утешение и спокойствие. Сколько радости доставляют они тогда нашей душе!

В тяжелые, скорбные минуты, когда душа подвергается какому- либо греховному искушению, мы особенно нуждаемся в милости и в светлой надежде на помощь. Господь по Своему существу многомилостив и благ, не до конца прогневается (Пс. 102, 9), но бывают с нашей стороны такие неразумные поступки, которыми мы сами для себя заграждаем доступ божественной благодати и навлекаем на себя гнев Божий праведный. Например, когда мы не прощаем от всего сердца обиды ближним, как это видно из притчи о неблагодарном должнике, в которой Спаситель прямо говорит: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 35). Или когда наше сердце возносится гордостью, тогда, по слову Божию, «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Тогда благодать Божия от нас отходит, и на нас пребывает гнев Божий. В минуту оставленности, когда гнев Божий тяготеет над нами, душа в особенности нуждается в милости Божией. И чем можно преложить гнев Божий на милость, когда мы и дерзновение теряем пред Богом, когда и святые осуждают нас, не ходатайствуют за нас, долг грехов беспределен — не достанет целой жизни, чтобы заплатить его? Что же делать, и к кому прибегнуть, и от кого ожидать нам спасения? От Той, Которая стала Матерью нашей по благодати. Она есть надежда ненадежных, прибежище грешников, Матерь христиан, Мария, Пречистая Владычица. Ибо если какой- нибудь грешник и приходит в такое несчастное состояние, что, с одной стороны, он прогневал Бога, а с другой — не имеет никакой помощи в виде ходатайства святых, то и тогда его не покидает помощь и ходатайство Всесвятой Девы. Хотя вы это знаете, но не лишне еще раз напомнить об этом, чтобы глубже утвердить веру в предстательство Божией Матери за нас.

Мы сказали, что Господь гневается за беззакония наши. Чтобы было еще назидательнее, что значит выражение «гневается», и яснее, как страшен гнев Божий, который возгорается от греха человеческого, обратимся ко многим примерам из Священного Писания, где Бог явился Богом отмщения. Согрешил впервые светоносный ангел — и Господь, прогневавшись, низверг его с неба, как молнию, отверз бездну огня неугасимого и тьмы кромешной и туда заключил его навеки вместе с отступившими ангелами. Согрешил Адам — и Господь, прогневавшись, изгнал из рая и осудил его возделывать землю, полную терний и волчцев, потом лица своего орошать хлеб всю свою жизнь. Согрешили люди во времена Ноевы — и Господь, прогневавшись, послал на них поток водный, сорокадневный дождь, и потопил их. Согрешили жители Содома и Гоморры и других городов — и Господь, прогневавшись, одождил на них огонь с небес и попалил. Согрешали евреи — и Господь, прогневавшись, предавал побежденных, ограбленных и плененных в руки врагов, то халдеев, то ассириан, и они доселе являются поношением у людей. Согрешил и возлюбленный друг Божий Давид — и Господь тем не менее, прогневавшись, не простил его без того, чтобы не наложить на него предварительно тягчайшего наказания: смерти детей и моровой язвы, разорившей почти все его царство. И много других примеров мы видим в те древние времена.

Согрешаем и мы, христиане, — и на нас Господь гневается и наказывает нас, как Он в древности наказывал. Болезни, преждевременные смерти, голод, войны — все это бичи Божии, которыми Господь наказывает нас с внешней стороны, видимые наказания. Постигают нас и внутренние наказания, которые касаются души нашей, когда Господь удаляется и отнимает Свою божественную благодать, отчего происходит потемнение разума, бессилие воли в отношении к добру, невежество и неблагоговение по отношению к истинам веры и вообще ко всему священному, упорство во зле и, наконец, нераскаянность. Это есть тоже признаки гнева Божия: ослепление сердечных очей и упорство во зле и неправде. Святые отцы говорят, что грех есть высшее зло; и для Бога, Который есть высшая благость, нет ничего ненавистнее греха; и Божие правосудие ничто так не карает, как грех, это дерзкое преступление божественных заповедей. Отсюда видим, как велик должен быть гнев Божий на человека, пребывающего во грехе. Он так велик, что даже праведный Иов боялся гнева больше, чем вечного мучения: «О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» (Иов. 1 4 , 13). Святитель Иоанн Златоуст боится его более, чем тьмы наказаний: «Не столь мучительно представить себе даже тысячи геенн, сколь мучительно увидеть лице Божие отвращающимся и кроткое Его око не терпящим воззреть на нас».

Когда Бог сильно прогневан на грешника, может ли кто-нибудь ходатайствовать пред Ним, утолить Его гнев и обратить на благоутробие и милость? В пустыне евреи совершили величайшее беззаконие, какое только может сделать человек против Бога: они впали в идолопоклонство, сделали себе золотого тельца и поклонились ему, как богу, и отвергли истинного Бога, освободившего их от рабства египетского. Сильно гневается Бог и хочет уничтожить их, стереть с лица земли. Моисей ходатайствует и просит: «Утоли гнев ярости Твоея и милостив буди о злобе людий Твоих, помянув Авраама и Исаака и Иакова, Твоя рабы... Да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою... Отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Иакова, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть ею вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (см.: Исх. 32,11—14).

Видите, предстательство Моисея умилостивило Бога, и Господь отменил Свое наказание. Но Моисей ведь был пред Богом только простой раб, так же как и Авраам, Исаак и Иаков были только рабы. А кем является пред Богом Пресвятая Дева Мария? Мать, возлюбленная из всего творения Мать. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что существует беспредельная разница между рабами Божиими и Матерью Божией, и если ходатайство раба Моисея сдерживает Божию ярость и не допускает ее поразить идолопоклонников евреев, то ходатайство Матери Божией Марии еще сильнее сдержит этот божественный гнев и не даст ему пасть на грешных христиан. Бог, умоляемый всеми святыми, иногда выслушивает их, но иногда и не внимает; Он — Господь, а те — рабы; они просят о какой-нибудь милости, которую оказать или не оказать в Его свободной воле. Разве апостол Павел не просил у Бога трижды, но не был услышан? Но, умоляемый Пресвятой Девой, Бог внимает Ей всегда, Он — Ее Сын, Она — Его Матерь; ведь чтобы Сын исполнил прошения Матери — это не есть милость, а естественный долг. Когда Вирсавия, мать царя Соломона, вошла в царский дворец, царь, как говорит Божественное Писание, поднялся со своего престола, поклонился ей, поставил ей другой престол, и села она по правую руку его. И когда она сказала, что имеет просить у него одну милость, он сказал ей: «Проси, мати моя, яко не отвращуся от тебе» (3 Цар. 2, 19—20). Царь Соломон знал, что хотя он и царь, однако должен был почитать свою мать, как царицу. Пресвятая Дева после Своего преставления от земли на небо вошла в божественный чертог славы с великою честию, так что Она посажена выше всех ликов ангельских и архангельских и всех святых. Она посажена одесную престола Божия, как об этом Дух Святой предвозвещает: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена» (Пс. 44,10). И Господь исполняет Ее прошения: «Проси, Мати Моя, проси, чего хочешь, и Я исполню Твое желание, и пусть знает мир, Кого Ты имеешь Сыном и Кого Я имею Матерью, и таким образом прославят Тебя все роды. Проси исцеление больному, проси о помощи несчастному и бедному, проси, чтобы какой-либо город или весь, в которых благоговейно чтится имя Твое, были сохранены от голода, мора, войны, проси — и Я исполню просьбу Твою. Пусть Твоя слава прославится Моею славою. Пусть Моя слава состоит в прославлении Моей Матери».

Так вот, наши предки питали твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой. И Матерь Божия не оставляла тщетной их веру, но подавала скорую помощь как всему русскому православному народу, так и каждому просящему по его вере. Рассказывается, что одна благочестивая богобоязненная женщина провожала на службу своего сына, который служил моряком на Черном море и которому предстоял дальний и опасный рейс. Перед отправлением сына в дальний путь она нарочито приехала в храм, чтобы отслужить пред иконою «Знамение» молебен о здравии его и благополучии. По окончании молебна мать встала на колени пред образом и воскликнула в слезах: «Царица Небесная, Тебе поручаю сына моего, и на Тебя вся моя надежда, Ты мне его возвратишь и со дна моря». Действительно, во время плавания корабль этот был застигнут страшной бурей и подвергся совершенному крушению, так что вся команда его была поглощена волнами. В числе всех прочих был выброшен волнами за борт и сын этой богобоязненной матери. Предчувствуя смерть, он вдруг вспомнил об иконе «Знамение» и с верою призвал на помощь Матерь Божию, с верою взывая к Ней: «Царица Небесная, мать моя просила Тебя обо мне: спаси меня для нее». Вслед за тем волна так сильно ударила его, что он лишился чувств и памяти. Когда же он пришел в сознание, то увидел себя на морском берегу и возблагодарил Молитвенницу за свое спасение. Дивное чудо Божией Матери, Которая по вере и молитве матери в час безысходной гибели спасла ее сына! Это повествование также служит лишним подтверждением силы материнской молитвы, того, что действительно материнская молитва со дна моря спасает.

Поэтому, дорогие братия и сестры, от мала до велика чтите и благоговейте пред именем Пречистой Девы Марии и во всех своих нуждах телесных и душевных призывайте Ее, покровительницу жизни нашей. Ни одно из спасаемых животных не погибло в ковчеге; так не погибает никто из христиан, прибегающих под защиту Святой Девы, Которая есть Кивот освящения. Пусть будет обращен на тебя весь гнев Божий, но если Она будет ходатайствовать, то Она преложит на милость и благоутробие весь гнев Божий и негодование, ибо «много может моление Матернее ко благосердию Владыки ». Поэтому Святая Церковь наша воспевает: «Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен исходит, Чистая, Пресвятая Богородице, но просит милости и приемлет дар к полезному прошению».

Поэтому, дорогие братия и сестры, после Господа Иисуса Христа будем чтить и благоговеть пред именем Пречистой Девы Марии. Пусть имя Господа нашего Иисуса Христа будет написано в наших сердцах и никогда не сходит с наших уст. Пусть имена Господа Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии будут началом и концом наших утренних и вечерних молитв. С этими именами входите и выходите из церкви, начинайте и кончайте всякое дело, чтобы нам удостоиться в час последнего воздыхания иметь с одной стороны Господа Иисуса Христа, а с другой Пречистую Деву Марию и вместе прославиться в Небесном Царствии. Аминь.

15 (28) октября 1960 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Проповеди на праздники:

Наверх