Пятнадцатый день. Поучение 1-е. Свв. муч. Гурий, Самон и Авив

(Уроки от совершенного ими чуда: а) необходимо исполнять данную законную клятву, б) любить своих жен и в) в несчастиях не унывать, но со слезами обращаться с молитвою к Богу).

I. Свв. муч. Гурий, Самон и Авив, пострадавшие за верность Христу в царствование Диоклитиана в г. Эдессе, почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц и несчастий, вследствие одного из их чудес.

Некто из воинов греческого императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жителъницы города Эдессы, женился на дочери ея, прекрасной Евфимии, между тем как был женат, т. е. совершил тяжкий грех прелюбодеяния.

Когда он отправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе св. ныне прославляемых мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить и беречь ее.

Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат, и что она должна быть у жены его рабою, и угрозою смерти принудил ее к сему. У Евфимии родилось дитя. ! Жена готфа отравила ядом ребенка, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпожи, которую она предполагала виновной к смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастию, оправдалось; жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в могильном склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась с великими слезами и молитвою к свв. мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно перенесли ее, во время сна, на родину в церковь к своему гробу.

Проснувшись здесь, при совершении утрени, она рассказала всем о чуде своего спасения. Чрез несколько времени готфу пришлось быть в Эдессе, и он смело отправился к теще. София спрашивала о дочери; готф говорил, что она здорова, родила сына и скоро приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь. Каково же было удивление и вместе страх готфа, когда он увидел Евфимию живою? Тогда, по приказанию начальника, казнили его смертию. (Чет.-Мин. ноября 15-го д.).

II. Этот рассказ из истории чудес, совершенных свв. мучч. Гурием, Самоном и Авивом, научает нас, братие, многим великим истинам.

а) Во-первых, из него мы видим, что данную клятву нужно строго соблюдать, если предмет обещания нравственно возможен, справедлив, честен и согласен с здравым рассудком и с законом Божиим, церковным и гражданским. «Человек, иже аще обещает обет Господу, или закленется клятвою, или определит пределом о души своей, не осквернавит словесе своего: вся, елика изыдут из уст его», «да сотворит» (Числ.30:3). «Многие говорят, как замечает св. Григорий Богослов, язык произносит клятву, а ум не давал ея. Никто и нисколько да не обманывает себя: во всяком случае клятва дана, и двоедушием только увеличивается грех» (Твор. св. Гр. Богослова ч. 5, стр. 183. 184).

В св. писании записан грозный пример суда Божия над клятвопреступником. Царь Навуходоносор пошел против Иерусалима и овладел им. Царя Седекию он оставил при этом на престоле, но взял с него клятву в том, что он будет верен ему. Несмотря на это, Седекие заключил союз с царем египетским против Навуходоносора и, таким образом, нарушил данную клятву. За это клятвопреступление Господь тогда же обличал Седекию устами пророка Иезекииля, сказавшего о нем: «клятву Мою, которую презрел, и союз Мой, который он нарушил. Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои, и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство против Меня». Эта Божественная угроза исполнилась вскоре: Навуходоносор снова взял Иерусалим, отвел Седекию в Вавилон, где ему выкололи глаза и посадили в темницу, в которой он и умер. Таково было наказание, постигшее Седекию за клятвопреступление.

б) Во-вторых, из рассказа о наказании клятвопреступника готфа, мы видим, что Господь строго взыщет с мужей за дурное, жестокое обращение с женами. «Моя жена, что хочу то и сделаю с нею». Вот что говорят иные грубые и неразумные мужья, совершенно чуждые духа христианской любви по отношению к своим женам. Но не подобает сему быти. Св. ап. Павел говорит: «мужие, любите своя жены» (Еф.5:25), и в пример представляет Самого Иисуса Христа, Сына Божия, Который любит Свою церковь выше всякой любви постигаемой разумом. «Мужие, любите своя жены, якоже и себя» (Еф.5:25). Эта заповедь апостольская должна быть всегда в уме и в сердце мужей. От нея не должно удаляться им ни на шаг. Если же кто, вопреки этой заповеди, станет обижать и притеснять свою жену, то наказание Господа, наказание страшное и ужасное, рано или поздно, в этой жизни или будущей, может его постигнуть, как постигнуло вероломнаго, прелюбодейного и жестокосердого готфа.

в) Из рассказа о чудесном наказании вероломного и клятвопреступника готфа св. муч. Гурием, Самоном и Авивом, вы видите, наконец, братие, силу молитв, соединенных со слезами. Несчастная Евфимия с великим воплем обратилась к Богу о своем избавлении от ужасной смерти, прося угодников Божиих Гурия, Самона и Авива, ходатайствовать за нее пред Богом. И молитва ее была услышана: св. мученики по изволению Божию чудесно освободили ее из ее ужасной тюрьмы – могилы и перенесли ее во время сна на ее родину.

Великую силу имеют слезы у Бога! Это доказать можно из слов и образа выражения, какое употребляет о них священное писание.

В первой книге царств, «Анна, мать Самуилова», по долговременном безчадстве молится к Господу и получает плод, и при том «зело вожделенный», т. е. Самуила пророка и судию всего израильского народа, мужа великого и святаго. И чтобы показать, какая была главнейшая причина этого, писание присовокупляет: «и та умиленна душею, помолися Господу, и плачущи проплака» (1 царь. 1. 10). Итак не только молилась Анна, но и молилась «плачущи»; и этот-то дождь «бесплодное поле прорастити сотворил».

«Св. царь Давид» часто в псалмах говорит, что Бог не столько молитву его слушал, сколько на слезы взирал, или гласу слез внимал. «Положил еси», говорит, «слезы моя пред Тобою» (Пс.55, ст. 9). Объясняя это место, Кассиодор не убоялся сказать, что слезы, употребляемые в молитвах, как бы «насилие творят Богу».

«Езекие царь», по свидетельству пр. Исаии, разболевшись до смерти, молился ко Господу и плакал плачем великим (Исаии 38, 3); и Господь немедленно чрез Исаию ответствовал Езекии: «услышах молитву твою, и видех слезы твоя: се прилагаю к летом твоим лет пятнадесять» (там же, ст. 5). Но достойно замечания и иное место у Сираха: «не презрит молитвы сираго, ни вдовицы, егда излиет прошение» (Сир.35:14). Весьма удивительна сила слез пред Богом, когда Дух Святый столь ясно обещает, что вдовица презренна не будет от Бога, если слезами более, нежели словами возглаголет. И опять тот же сын Сирахов продолжает: «не слезы ли вдовичи по ланитома текут и вопль ее на наведшего я» (там же ст. 5)? т. е. хотя слезы вдовицы упадают на землю, но вопль ее чрез голос слез восходит к Богу против того, который, утесняя вдовицу, исторгает у нея слезы.

Сюда можно привести в пример и «Монику, мать блаженного Августина», которой, когда она непрестанно и неутешно плакала пред Богом об обращении сына своего из ереси манихейской в православную веру, Амвросий, благочестивый медиоланский епископ, сказал: «иди от Мене с миром, и живи так; ибо быть не может, чтоб сын таких слез погиб!» Это она так приняла, как бы был то голос, возгремевший с неба. И слезная молитва ее была услышана небом: сын ее впоследствии сделался великим учителем церкви и достиг высокой степени нравственной чистоты, освободившись от прежних своих религиозных и нравственных недостатков.


III. Итак да научимся из этого рассказа строго исполнять данные обеты, питать любовь к женам, и в несчастии, хотя в самом ужасном, не падать духом, но обращаться со слезною молитвою к Богу. Аминь.

                                                                                                                                                                                                                21 ноября 1896 г


Наверх