Пятнадцатый день. Св. священномученик (епископ) Елевферий

(О власти человека над животными с нравственными выводами для жизни христианина: а) вера и благочестие служат для нас самым могущественным средством к отвращению бедствий, б) благодарные чувства христианина к Богу за Его неизреченные благодеяния и в) христиане должны осторожно, разумно и кротко обращаться с животными).

I. В житиях святых есть много примеров, доказывающих, что христианам безопаснее было жить среди самых диких и кровожадных зверей, нежели среди язычников. Так, когда священномученик Елевферий, ныне прославляемый церковию, живший в конце I века, чудесно освободился от рук мучителей, то он удалился в пустое место и поселился среди логовищ диких зверей и жил со зверями, как с овцами. Львы и медведи окружали его, ласкались к нему, и служили ему. Когда же царские охотники донесли об этом царю, то он послал воинов взять Елевферия, но звери растерзали посланных. Однако святый запретил им бросаться на людей, и сам пошел к царю. Его присудили отдать на съедение зверям. Выпустили на него сперва львицу, потом льва, но они не нанесли святому ни малейшего вреда и лизали ноги его. Раздраженные язычники отсекли ему голову.

II. Этот случай проявления власти человека над животными указывает нам на царственную власть невинных людей – наших прародителей – над всеми земными животными. Угодники Божии, святостию жизни возстановляющие в себе первобытную невинность, тем самым приобретают и господство над зверями, которые в них узнают своего царя и повинуются ему.

Случаев полного повиновения святым людям, и именно святым, зверей можно указать много. Укажем только на некоторые.

Праведный Ной столь долгое время был окружен в ковчеге целым царством животных и не потерпел никакой опасности ни от одного из них.

Со св. Дионисием (это был священник) встретился лев между плетнями, где едва мог пройти человек без всякой ноши. Святой не побежал назад от зверя, зверь же по тесноте места совсем не мог воротиться или потесниться. И вот зверь встал на задния ноги и сделал усиленное наклонение своего тела в сторону. Тогда святой прошел мимо, задев зверя своею спиною (Луг дух. глав. 179).

Звери служили святым и после того, как они умирали, и как следовательно образ Божий уже не столь живо или ясно отражался в них: наприм. Антоний В. не имел у себя ни лопаты, ни топора, чтобы вырыть могилу для преподобного Павла Фивейскаго, и вдруг двое проходивших львов подошли и когтями вырыли для мертвеца могилу (Чет.-Мин. под 15 янв.).

Св. мученик Неофит, с ранняго детства отличавшийся необыкновенным благочестием, – раз в юности, пришедши к горе Олимпу, вошел там в одну пещеру, где встретил его огромный лев. Неофит сказал льву: «выйди отсюда и найди себе другую пещеру, а в этой мне велел жить Господь». И лев тотчас из пещеры удалился. – В другой раз, когда Неофит был отдан мучителем Декием на растерзание зверям, тогда выпустили на него сначала медведя: зверь, приблизившись к святому, посмотрел на него и сейчас же ушел от него. Затем пустили отличавшуюся необычайною лютостию медведицу: и та, поласкавшись у ног святого, отошла в свое логовище.

Вывели наконец свирепого льва: и он также только ласкался к святому и лизал ноги его и не сделал ему никакого зла. (Чет.-Мин. янв. 21). Но это пример не единственный.

К мученику Маманту звери собирались целыми стадами, и оставались при нем до тех пор, пока не получали приказания разойтись (2 сен.)

Преподобный Сергий Радонежскийи благочестивый Серафим Саровский из своих рук кормили диких медведей, приходивших к ним из лесу.

Жизнеописатели святых, приводя подобные примеры власти святых над зверями, разсуждают: «это не значит, чтоб звери имели разумную душу, но что так-то вот находились в полном послушании у Адама» (Луг духовн. гл. 106).

Отсюда ясно, что человек не безусловно потерял влясть над животными и может возвратить ее. Через что же? Очевидно, чрез обращение к тому состоянию, в каком был и первый человек до грехопадения, чрез обращение к чистоте, правде, благочестию. Чем удерживал Адам власть над животными, живя в раю? Конечно чистотою души своей, своим пребыванием в правде и истине. Изменил последним, лишился и власти. А из этого понятно, что возврати человек чистоту души, будь верен истине, возвратится и власть.

а) В лице святых, правдою, преподобием и истиною возстановляющих в себе образ Божий и тем приближающихся к состоянию невинности, мы имеем, во-первых, несомненное доказательство того, что вера и благочестие служат для нас самым могущественным средством к отвращению бедствий, причиняемых нам действием враждебных нам сил и существ природы. Не видим ли мы, что в нынешнее время год от году стали умножаться естественные враги нашего благосостояния? Наши поля, леса, сады, огороды, наши стада приобрели себе новых, неизвестных прежде, хищников в лице разнообразных животных и насекомых, беспощадно истребляющих плоды человеческого труда и хозяйства. Не есть ли это умножение естественных бедствий следствие умножения наших грехов? Так подлинно мы и должны смотреть на эти бедствия, как на Божии казни за наши беззакония и противление Богу. Потому, если желаем, чтобы Господь отвратил от нас гнев Свой и ниспослал Свое небесное благословение на наши поля, сады, стада и умножил плоды трудов наших, мы должны более всего думать о благоугождении Богу своею верою и благочестною жизнию. Псалмопевец говорит, что «Бог превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодоносную – в солончатую за нечестие живущих на ней» (Пс.106.33-34). Как же нам не бояться греха, столь гибельно отражающагося на нашем земном благосостоянии, а тем более ведущего нас к вечной гибели.

б) Но воспоминая об утраченной чрез грехопадение наших прародителей власти над природою, мы не можем, во-вторых, в то же время не ощущать благодарного чувства к милосердому Богу при мысли о неизреченном снисхождении Его к нам грешным.Лишив человека за грех царственного владычества над тварями, Господь не изъял из его власти многих полезных животных, из которых и доселе одни с покорностию несут на себе тяжкое бремя труда, потребного при возделывании земли, при перенесении тяжестей и при других домашних работах, другие дают человеку многоразличные средства к удовлетворению его насущных потребностей, доставляя мясо, молоко, масло, мед, шелк, шерсть и другие необходимые жизненные предметы. Но истинно ли мы ценим дары Божии, ниспосылаемые нам свыше для нашего благополучия и довольства?

в) Бережем ли созданий Божиих, отданных нам на службу, обращаемся ли мы с ними разумно, кротко, сострадательно? К сожалению, некоторые неразумные и жестоко-выйные люди, по необузданности и своекорыстию, весьма часто жестоко поступают с полезными им тварями. К чему ведет это злоупотребление властию над отданными человеку в услужение полезными животными? Жестоким обращением с животными человек оскорбляет благость Творца, Который, как сказано в писании, человека и скотов хранит (Пс.35:7), произращает для них траву, не оставляет даже птенцев врановых, взывающих к Нему (Пс.103,14,146,9). (См. Воскр. беседы, изд. Общ. люб. дух. просв. за 1885 г.).

III. Итак, возлюбленные во Христе братие, пользуясь по милости Создателя властию над многими созданиями Божиими, будем видеть в служении их промыслительную благость Божию к роду человеческому и будем сострадательны к животным, благодаря за них милосердого к нам Господа и помня, что сказано: блажен иже и скоты милует. Аминь.

                                                                                                                                                                                                           21 декабря 1896 г

Наверх