Пятая неделя Великого поста. Пассия. О необходимости молитвы среди искушений. 1964 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41).
Ужасна была ночь, возлюбленные во Христе братия и сестры, начавшаяся гефсиманскими скорбями Господа нашего Иисуса Христа. Эта ночь началась для Богочеловека тяжелыми искушениями. Он в эту ночь претерпел ужасные душевные страдания, бывшие предвкушением мук и страданий крестных. Он скорбел в эту ночь и ужасался чаши страданий. Закончилась эта ночь предначинательными страданиями Богочеловека во дворе первосвященника Каиафы. Ужасны были и наступившие после ночи утро и день пятницы — это были утро и день самых страданий и страшной и вместе с тем унизительной смерти Богочеловека. Но не один Христос Спаситель подвергся тяжким искушениям в это страшное время. Великие искушения в ночь и днем пятницы предстояли и друзьям, и врагам Христовым. Друзьям предстояло одно из двух — или, препобедив искушение, разделить вместе со своим Божественным Учителем опасности, которые предстояли Ему, или, поддавшись искушению, изменить своей любви к Нему и оставить Его одного среди врагов и страданий. Врагам Его предстояло искушение: воспользоваться благоприятным случаем для приведения в исполнение своих злобных замыслов и, достигнув их осуществления, совершить величайшее в истории преступление — богоубийство. Всем подвергшимся искушению необходима была величайшая бдительность и ограждение себя надежным щитом против искушений — молитвою. Поэтому-то Сам Господь Иисус Христос в эту ночь как никогда и бодрствовал, и молился с необыкновенным напряжением в ожидании грядущих искушений и страданий, и ученикам Своим внушал бодрствовать и молиться: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна».
Но, к сожалению, только Он один в эту ночь бодрствовал, и молился, и отразил славно искушение. Напротив же, и друзья Его, и враги под ударом искушения пали. Молитеся, да не внидете в напасть... В молитве Сам Господь указывает нам благонадежнейшее средство для отражения искушений и успешной борьбы с ними. И действительно, молитва есть самое надежное средство для отражения и препобеждения искушений. Если вся наша судьба находится во власти Божией и от Господа Бога зависит послать на нас или отвратить от нас искушение, если Господом даруются человеку и силы, потребные для успешной борьбы с искушениями, то что может сравниться с молитвою, через которую мы можем получить избавление от постигающих нас напастей и искушений? Но, к сожалению, не все и не всегда могут пользоваться молитвою как надежнейшим средством к препобеждению искушений. Подобно апостолам, которые в Гефсимании не могли и одного часа бодрствовать и молиться с Господом, готовившимся к страданию и смерти, и мы большей частью бываем погружены в тяжкий сон — в сон не телесный, как апостолы, а в сон духовный, в тяжкий сон беспечности и нерадения, так что при встрече с искушениями мы оказываемся вовсе не умеющими молиться. А поэтому, встречая искушение без молитвенного приготовления, без молитвенного духа, мы, подобно апостолам, падаем под тяжестью искушения. А отсюда следует, что мы должны заботиться о приобретении этого благонадежнейшего средства, указанного Самим Господом, в борьбе с искушениями — молитвы, должны стараться научиться постоянной горячей молитве. Средств к возбуждению в себе молитвенного духа очень много, и они все разнообразны, но самое лучшее из них пособие — это воспоминание о страданиях и смерти Христовой. При этом воспоминании само собою возбуждается усердие и пламенение к молитве, возникают сознание необходимости для нас молитвы и уверенность в ее благоуспешности. Сознание необходимости высшей помощи, а вместе и молитвы для испрошения этой помощи у Бога с особенною силой возникает в душе у христианина, когда он с особою ясностью и живостью представляет, с одной стороны, тяжесть и опасность искушений, постигающих его на пути жизни и особенно в трудные минуты крестоношения, и, с другой стороны, — крайнюю немощь нашего естества, обреченного на крестоношение. И при воспоминании страданий и креста Христова со всей очевидностью открываются пред взором христианина и тяжесть, и опасность его искушений, и бессилие человеческой природы, обреченной на борьбу с ними, а это с непререкаемою силой говорит о необходимости высшей помощи, а равно и молитвы для испрашивания этой помощи. Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа в Нем Самом никогда не возбуждалось такого молитвенного духа и такой горячей усердной молитвы, как при помышлении о Своих крестных страданиях. Когда Он помышлял об их тяжести, то молился до пота, падавшего, как капли крови. Так тяжесть предстоящих страданий возбуждала Иисуса Христа к усердной пламенной молитве. Точно так же бывает и со всяким истинным христианином. С большею, чем когда-либо, силою возбуждается в душе христианина молитвенное настроение при воспоминании о страданиях и смерти Христовой.
Кто часто и со вниманием останавливается на страданиях Христовых, только тот приучается усердно молиться и приобретает дар постоянной горячей молитвы. Понятна причина этого явления? Крестный путь Господа нашего Иисуса Христа, дорогие братия и сестры, есть первообраз нашего с вами крестного пути. Вся земная жизнь Спасителя есть первообраз жизни на земле Его Церкви и каждой истинной души христианской. Поэтому как у Господа были дни особенно тяжкие и скорбные, дни Его страданий — от Гефсимании до Голгофы, — так и у каждого христианина есть и будет своя посильная Гефсимания и своя посильная Голгофа. Как для Господа эти страдания были ужасны и тяжелы, так они будут тяжелы и для последователя Его. Для каждого истинного христианина, рано или поздно, в середине или в конце поприща, но непременно, по определению промысла Божия, настает пора, когда всё соединится против него: и тяжелые внешние искушения, и мучительные внутренние искушения соединятся вместе и обрушатся своею силою на крестоносца Христова, и тогда положение его будет особенно тяжело и опасно. И вот, живо представляя себе при воспоминании страданий Христовых тяжелое и опасное положение крестоносца, могущего погибнуть под тяжестью искушений и бедствий, христианин ясно сознает необходимость молитвы для испрашивания себе помощи у Бога, помышляя, что если Сам Господь Иисус Христос обращался с молитвою о помощи к Отцу Небесному, если для Него среди искушений нужен был ангел, то тем более необходима помощь свыше для нас, облеченных в немощную плоть и не полагающихся на бодрость своего духа. Да, если бы чаще воспоминали мы о страданиях Господних, то непременно стяжали бы дух молитвы постоянной и горячей!
Усердие к молитве, возбуждаемое необходимостью ее для нас, с не меньшею силой возбуждается в нас и поддерживается уверенностью в ее благоуспешности, уверенностью, что молитва наша будет услышана. Ведь и в обыденном нашем быту прошение наше бывает твердым и дерзновенным тогда, когда мы уверены, что это прошение будет исполнено; напротив же, прошение бывает слабое и робкое, если мы не видим успеха в прошении. Точно так же и в молитве нашей: она тогда бывает пламенною и усердною, когда мы уверены, что она будет услышана. Если же сила молитвы так зависит от уверенности в ее успехе, то какая же сильная молитва должна возбуждаться в христианине при воспоминании страданий Христовых, которые так решительно ручаются за успех нашей молитвы, уверяя нас, что Господь Иисус Христос и хочет, и может помочь нам, и услышит наши молитвы! Главная причина нашей готовности помочь кому-нибудь заключается в сочувствии нашем к просителю, в любви к нему и в понимании бедственного положения, угрожающего ему. И вот, когда проситель в нашей любви к нему и сострадании находит готовность нашу помочь ему, он ручается за успех своего прошения в избавлении от несчастья. Какие же сильные ручательства в готовности Господа нашего Иисуса Христа внимать нашим молитвам и помогать нам заключаются в страданиях и кресте Христовых! Возможны ли большие свидетельства Его безграничной любви к нам, чем свидетельства, представленные Его крестными страданиями за нас, недостойных? Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). При воспоминании о страданиях Христовых какие еще нужны ручательства тому, что Иисус Христос может понять всю тяжесть нашего крестоношения и благоискусно помочь нам? Он знает тяжесть нашего крестоношения не только по божественному представлению, но и по Собственному опыту. Он прошел такой тернистый крестный путь, который никогда никто не проходил и никто никогда не пройдет, потому что он никому не под силу. Он претерпел такие ужасные страдания, что при одном только воспоминании о них человек приходит в содрогание. Не отзовется ли с любовью и скорбью Тот, Кто Сам, от полноты страданий, вися на кресте, взывал к Отцу Своему Небесному: «Боже Мой, Боже Мой, векую Мя ecu оставил?» (Мф. 27, 46)? Не распрострет ли Свои благостные объятия Тот, Кто Сам призывает к Себе скорбящих и говорит: «Приидите ко Мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 18)?
Итак, дорогие, стоит только помнить тяжесть страданий Христовых, и это памятование научит нас молиться с верою и силою, молиться благоуспешно всегда, в самые трудные минуты нашей жизни. Поэтому смело обращайся, христианин, со своею молитвою о помощи среди искушений и опасностей к Иисусу Христу и доверяйся без колебания на своем крестном пути водительству Божественного Крестоносца! Вспомни бичевания, заушения, оплевания, биение тростью по главе Его, венчание венцем терновым, язвы гвоздинные на руках и на ногах, невыносимо тягостное висение на кресте, страшную жажду Его среди крестных страданий, прободенное ребро — вспомни все это, и ты поймешь, что Ему известна немощь страждущей под крестом плоти нашей. Если ты изнемогаешь под тяжестью внутреннего креста, то и в этой борьбе никто лучше Его не поможет тебе, потому что и внутренний крест в наиболее сильной форме Ему известен. Какую Он перенес тяжелую душевную борьбу, видно из того, что Он молил Отца Своего Небесного, да мимо идет от Него чаша страдания (Мф. 26, 39), для которой Он и пришел на землю. Какой внутренний перенес Он крест при виде Своего ученика-предателя, при виде оставления Его учениками и отречения от Него первого Его ученика, при виде неистовствующего народа, требовавшего Его распятия, народа, которому Он много благодетельствовал, при зверстве распинателей и бесчеловечии хулителей, издевавшихся над крестными муками Его, и, наконец, при виде оставления Его Самим Отцем Небесным! Помни все это, христианин, и в тебе явится непоколебимая уверенность, что Голгофский Страдалец может всем искушаемым помочь, и эта благодатная уверенность со всею силою будет возбуждать в тебе усердие к молитве, и ты приобретешь благонадежнейшее средство к препобеждению искушений и напастей. Ты же, милосердый Господи, воззри милостивно на нас, хотя и недостойных, но верных Твоей любви чад, собравшихся здесь, чтобы почтить память Твоих страданий, и милостив, милостив буди к нашим грехам и неправдам, и сподоби вместе с благоразумным разбойником к Тебе взывать: «Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем!» Аминь.
6 (19) апреля 1964 г.
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)