Пятая неделя Великого поста. О гибельности духа превозношения и самолюбия

Пятая неделя Великого поста. О гибельности духа превозношения и самолюбия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры!

Пройдет еще одна неделя, и Святая Церковь соберет нас для воспоминания страданий Христовых. Святая Церковь, усердно заботясь о нашем спасении, желая заранее нас подготовить к памятованию о смерти Господа нашего Иисуса Христа, чтобы страдания Христовы мы встретили с полным сердечным сочувствием, уразумели бы тайну сих страстей и спасительность их для нас, ныне уже предложила слова Спасителя о Его страданиях.

Кто из вас усерден и любит Христа, тот с нынешнего дня сопровождай Его душой и сердцем в Его странствиях, следи за Ним и запечатлевай в сердце все, что Он будет творить, сочувствуй Ему, радуйся с Ним и разделяй Его скорби — это будет приятно Спасителю нашему и полезно для души. Вы слышали ныне евангельское чтение, в котором евангелист Марк повествует, что когда Господь с учениками были на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать. Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его: и в третий день воскреснет (Мк. 10, 32—34). Заранее Господь говорит Своим ученикам о Своих страданиях, и с такой подробностью и точностью, чтобы, когда увидят Его на кресте повешенным, они не поколебались в вере в Него как Сына Божия, ибо только один Бог может предвидеть и предсказывать случайности, совершенно не зависящие от свободной воли человеческой: «Теперь сказываю Вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» (Ин. 13,19). Тучи теперь уже скапливаются над горизонтом Христовым, ужас охватывает самих апостолов, идущих за Ним, все дышит близкою грозою, когда будет страдать и умирать за наши грехи и беззакония Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос, когда солнце померкнет и земля потрясется. Далее, дорогие братия и сестры, евангелист Марк нам передает повествование весьма назидательное для нас. В эти священные минуты, когда Господь был погружен в размышление о предстоящих Ему страданиях, подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечает: можем. Иисус сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 35—45).

Дорогие братия и сестры, кажется весьма странным, как такие избранные ученики, которым Господь открывал Свои чудесные тайны, в такие священные минуты обращаются ко Господу с таким несообразным вопросом о предоставлении им чести и славы в царстве Его пред другими учениками? Но удивляться этому не будем, вспоминая поврежденность нашей человеческой природы, а вместе с тем и грех честолюбия, присущий каждому человеку, и вспоминая, что ученики Христовы прельстились этой мыслью еще до сошествия на них Святого Духа. После же сошествия Святого Духа они были уже выше всех страстей и из малодушных и немощных превратились в мужественных и совершенных апостолов. Но промысл Божий для нашего с вами назидания допустил это искушение с избранными учениками, чтобы показать гибельность и тлетворность духа превозношения и честолюбия, а также то, насколько он противен божественному учению о смирении и кротости.

Между тем, дорогие братия и сестры, дух превозношения присущ каждому из нас, и борьба с этим недугом должна больше всего занимать наше внимание. От христиан прежде всего требуются смирение, кротость, самоотвержение и любовь к другим. Гордость же, напротив, есть мерзость пред Господом. Гордыня есть источник и корень всех грехов и беззаконий. Гордостью пал диавол, из ангела светлого и чистого сделался начальником всякой нечистоты и злобы. Гордостью пал и человек. Гордость и ныне ослепляет наши душевные очи до того, что мы не видим величия Божия и собственного ничтожества своего, человек не имеет ни страха, ни благоговения пред Богом, не чувствует благодеяний Божиих и не трепещет Страшного Суда Его.

Гордость ослепляет человека и в отношении к самому себе, так что он или вовсе не видит своих пороков и слабостей, или старается прикрыть их лицемерием, любуется иногда даже такими делами, которых надлежало бы стыдиться. Гордость оскверняет самые добродетели наши и делает их омерзительными в очах Божиих, отнимает всю цену у самых великих подвигов, лишает всего достоинства самую благотворительность к ближним, делает недействительною самую молитву нашу, не допускает нас до искреннего раскаяния во грехах и не дает воспользоваться благодатною силою святого таинства покаяния. Гордость рождает своенравие и упрямство, которые делают человека несносным в общежитии. Она производит непокорность, противление, себялюбие, вражды и раздоры, от которых так много на земле проливается и слез, и крови человеческой. Гордость рождает зависть, зложелательство, страсть осуждения и пересудов, дух клеветы и злоязычия, презрение и уничижение других. Дорогие братия и сестры, гордость иногда у нас проявляется в собственном своем виде, то есть в открытом и явном высокомерии и надменном тщеславии. Поводом к тому бывают действительные или только мнимые наши достоинства и преимущества перед другими, например: тщеславлюсь своими умственными способностями, тщеславлюсь своим богатством или своими добрыми делами, как это делал фарисей, и унижаю других.

Но бывает и другого рода гордость — тайная, не примечаемая даже нами, которая скрывается в глубине души нашей, которая потому тем и опаснее для нас. Здесь нужно уже внимание к самому себе, чтобы распознать кроющуюся в нас страсть тайной гордости. Когда все окружающие нас постоянно угождают нам, делают все по нашей воле, за что и мы обходимся с ними мирно, кротко и любовно; когда все в жизни благоприятствует нам, и это делает нас мягкими, добрыми и великодушными, тогда мы склонны думать, что мы непорочны, что в нас нет и тени диавольской гордыни и что нам нет необходимости учиться еще смирению. А того не замечаем, что исполнение всего и всеми по нашей воле есть любимая пища для нашего самолюбия, которое не пробуждается, пока какой-нибудь толчок не раздражит его. Чтобы испытать в себе действие сокровенной гордости, необходимо внимательно следить за собою, следить, как сердце наше реагирует, когда случится что-нибудь не по нашему желанию и несогласно с нашим образом мыслей и чувств. Если мы вместо кроткого исправления раздражаемся и гневаемся при виде ошибки, допущенной другими, то это признак наличия самолюбия в нас. Если для нас оскорбительны даже скромные замечания о наших недостатках и, напротив, похвалы нашим, хотя бы и мнимым, достоинствам приятны сердцу, то это явный признак присутствия в сердце самолюбия и гордости. Если мы слишком нетерпеливы, настойчивы, излишне гневливы, если в нашем сердце нет младенческой простоты, и кротости, и любви, которая долготерпит, милосердствует... не завидует... не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине (1 Кор. 13, 4 ~ 6), то это значит, что в нем еще обитает гордость.

Вот какие гибельные последствия рождает дух самолюбия, дух тщеславия. Поэтому и Господь в ныне чтенном Евангелии, видя греховное желание Своих учеников, сказал им: «Не знаете, чего просите». Они искали чести и славы перед другими, тогда как недопонимали, что слава приходит после подвигов и трудов, после страданий, после крестоношения. Посему предосудительно искать славы и чести ради самолюбия — это противно Христову смирению и кротости. Слава и честь сами собою придут, если человек бегает их, но только исполняет заповеди Божии о смирении и любви к ближним. Дух честолюбия производит разделение и несогласия в людях, как видим на примере ныне чтенного Евангелия. Ученики Иаков и Иоанн, пожелав первых мест, нарушили мир между прочими учениками. Вот каковы последствия желания первенства. Зародясь в двоих, оно потрясло десятерых. Не подобное ли негодование происходит и между нами, когда мы заметим в ком-нибудь, особенно равном себе, дух превозношения и честолюбия? Мы не любим превозношения в других, равно и другие не любят этого в нас. Оттого никогда не бывает взаимной любви между людьми честолюбивыми. Но Господь, дорогие братия и сестры, не оставил без уврачевания это искушение, которому подверглись апостолы. Он дает им наставление: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». И поставляет Себя в пример: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Видите, дорогие братия и сестры, какое врачевство против духа превозношения дает Спаситель и Себя поставляет в пример. Кто хочет быть первым, тому надобно быть последним, и, кто хочет быть старшим, тому надобно быть всем слугою. Верный признак истинных сынов Церкви есть смирение, и, кто возлюбит его и смирит себя пред другими, тот и великим наречется в Царствии Небесном. Этому и научает нас ныне чтенное Евангелие.

Будем смиряться и будем просить Господа, чтобы Он даровал нам дух смиренномудрия и духовной нищеты, чтобы нам не только на словах, но и в глубине своего сердца и чувства считать себя последними, худшими, а ближних своих — лучшими. Тогда и мы можем надеяться стяжать милость от Господа, ибо всяк смиряющий себя вознесется (Лк. 18, 14), и сподобиться будущего Царствия Божия по благодати Спасителя нашего, Которому со Отцем и Сыном от нас да будет слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх